Техника передачи мяча в баскетболе – Методическая разработка на тему: Обучение технике передачи мяча в баскетболе. | скачать бесплатно
Передача мяча в баскетболе
Передача мяча — основа успеха всех комбинаций в баскетболе. По своему значению передачи занимают второе место после броска. Плохо, что многие игроки склонны расценивать передачи мяча как естественное движение, не требующее долгой выучки. Конечно, они неправы. Настоятельно необходимо отрабатывать различные способы передач, применяющиеся в разных игровых условиях.
Техника передачи мяча в баскетболе
1. Не показывайте противнику направление передачи. Используйте при передачах периферическое зрение (игрок будто не смотрит в направлении передачи мяча, но в действительности он видит его уголком глаза).
2. При передачах, пытаясь обмануть противника, не обманывайте своего партнера.
3. Не злоупотребляйте передачами. Излишние передачи мяч — это пустая трата времени.
4. Используйте в комбинациях самые простые передачи.
5. Изучайте, какие способы передач целесообразно применять в различных игровых положениях. Например, отдавая мяч в центр, применяйте передачу из-за головы резким движением кистей.
6. Надуманные, вычурные передачи лишь увеличивают число потерь.
7. Сигнализируйте вашему партнеру, что вы собираетесь передать ему мяч. Смотрите также, когда и куда «он ожидает передачу.
8. Старайтесь передать мяч на высоте, удобной для принимающего.
9. Не применяйте часто передач с отскоком: они замедляют игру и неудобны для приема.
12. Никогда не отдавайте мяч партнеру, не видящему мяча, и не пользуйтесь слишком часто передачами с места.
Помните, что передача — быстрейший способ продвижения мяча в баскетболе
13. Учитесь сочетать направление и скорость передачи движущемуся партнеру, с тем чтобы он имел возможность начинать свои действия немедленно по получении мяча.
14. Помните, что виновником ошибок при передачах мяча чаще является передающий, а не принимающий.
15. Используйте ваши физические данные. Например, высокие игроки должны пользоваться передачами из-за головы.
16. Разумно, если передаче предшествует обманное движение, но при этом не обманите своего партнера.
17. Предпочитайте короткие передачи, при них бывает меньше потерь.
18. Пользуйтесь разными способами передач, чтобы не приучить противника к одному приему.
19. Согласовывайте способы ваших передач с тактикой вашей команды в нападении и тактикой защиты противника.
20. Соблюдайте равновесие при выполнении передач.
21. Независимо от способа передачи сопровождайте мяч.
22. Если возможно, выпрыгивайте при передаче. Выпрыгнув, избавляйтесь от мяча прежде, чем опуститесь на площадку.
23. Убедитесь, что мяч сухой. Влажный мяч при передаче с отскоком может скользнуть по полу или выскочить из рук принимающего.
24. Избегайте передач поперек площадки, особенно под своей корзиной.
25. Постоянно тренируйтесь в передачах и ловле, чтобы выполнение приемов стало автоматическим.
Перейти на главную страницу
streetball-omsk.ru
Техника передачи мяча в баскетболе
Передача мяча — один из важнейших и наиболее технически сложных элементов баскетбола, самый главный элемент в игре разыгрывающего. Умение правильно и точно передать мяч — основа четкого, целенаправленного взаимодействия баскетболистов в игре.
Способов передач мяча — огромное множество. К основным способам передач можно отнести пасы от груди, от плеча, из-за головы, снизу, сбоку, из рук в руки и др. Эти передачи применяют в большинстве игровых моментов. Помимо них существуют также «скрытые» передачи, которые используются обычно в условиях активного противодействия соперников и позволяют замаскировать истинное направление передачи. Основные движения, связанные с выпуском мяча в нужном направлении, частично скрыты от глаз опекающего противника и являются для него до некоторой степени неожиданными. Чаще всего применяют такие разновидности «скрытых» передач, как передачи под рукой, передачи за спиной, передачи из-за плеча, иногда передачи из-под ноги. Для «скрытых» передач характерны сравнительно короткий замах, требующий минимума времени, и мощное завершающее движение кисти и пальцев.
В зависимости от той или иной игровой ситуации, расстояния, на которое нужно послать мяч, расположения или направления движения партнера, характера и способов противодействия соперников нужно решить какой именно способ передачи мяча использовать.
Быстрота и точность выполнения всех способов передач в значительной мере зависят от правильной, энергичной работы кистей рук и пальцев в основной фазе приема, поэтому на детали движения кистей рук следует обращать самое пристальное внимание. При
Передающий отвечает за точность, своевременность, быстроту паса, его неожиданность для соперников и за удобство обработки мяча. Уверенность при передаче мяча — очень важный фактор, здесь основное правило: «Не уверен — не отдавай». Игрок, передающий мяч партнеру, отвечает за то, чтобы мяч дошел до адресата. Часть вины при потере иногда ложится на партнера, принимающего мяч, но в 95% случаев виновен пасующий.
Передачи нужно отдавать либо с отскоком от пола, либо параллельно полу, а для этого всегда нужно приложить некоторые усилия. Мяч никогда не должен лететь по дугообразной траектории, если только это не перекидка защитника или не навес на кольцо. В противном случае, особенно при передаче мяча поперек площадки, такие пасы обычно перехватывают, что зачастую заканчивается взятием кольца в быстром прорыве.
Партнера, принимающего мяч, надо видеть, но не смотреть прямолинейно на него. При передаче важно всегда сохранять положение равновесия, так как направление предполагаемой передачи может быть перекрыто соперником, а игрок волей-неволей сделает «пробежку» или допустит перехват мяча. К тому же передающий мяч игрок должен рассчитать скорость партнера, которому он направляет передачу, его техническую оснащенность, цепкость, постараться предвидеть тактическое решение им ситуации.
Как при выполнении передачи, так и при приеме мяча необходимы полный обзор поля и осмысление игровой ситуации. Для этого игрок должен обладать хорошим периферическим зрением и тактическим мышлением.
В командах мастеров, юниоров, юношей следует постоянно, ежедневно тренировать как общие для всех элементы передач, так и специальные передачи, зависящие от амплуа игрока, его физических и технических особенностей, его манеры игры. Хорошо, если игрок имеет свои «фирменные» передачи, доведенные до совершенства. Но самое главное — прежде всего научиться четко выполнять основные способы передач: от груди, из-за головы, с отскоком от пола и др., и только потом уже можно совершенствовать свое мастерство в «скрытых» передачах, практиковать «слепые» передачи, передачи об щит и пасы-парашюты. Все это обязательно пригодится, но все-таки важнее всего — научиться базовым передачам мяча.
dussh-5.ru
Передача мяча в баскетболе – ее особенности и техника
Один из сложнейших элементов игры баскетбола является передача мяча. Это главный прием разыгрывающего игрока в игре. Правильно расчитанная точность передачи мяча фундамент сплочённой игры команды.
Существует десятки вариантов передачи мяча на поле. Самые основные это броски от плеча, от груди, сбоку, снизу из-за головы, из рук в руки и прочие. Данные передачи используются в большинстве игровых комбинаций. Кроме основных есть и так называемые «скрытые» передачи. Их, как правило, используют в условиях тесного противодействия с противником, чтобы запутать его и скрыть истинную траекторию передачи. Часть движений при скрытой передаче замаскированы и скрыты от противника, следящего в этот момент за мячом и являются для него неожиданностью. Наиболее распространенные скрытые передачи это передача под руки, за спиной, из-за плеча, в некоторых случаях из-под ног. Как правило, при скрытых передачах бывает короткий небольшой замах затрачивающий минимальное количество времени и финальное движение пальцев и кисти.
Во время игры в зависимости от расстояния, местонахождения партнёра и ситуации на площадке необходимо оперативно соорентироваться каким способом передачи мяча воспользоваться.
От работы пальцев и кистей зависит правильное, быстрое и точное выполнение передачи. По этой причине на движение кистей необходимо обращать максимальное внимание. При правильной работе рук сопернику затруднительно определить точное направление передачи.
Игрок передающий мяч ответственен за своевременную, быструю, а главное точную передачу. Он должен быть точным и неожиданным для противников. Главный фактор это уверенность. Если игрок не уверен в том, что другой игрок из его команды не поймает мяч, то передавать не стоит. Если партнер не смог поймать мяч часть вины на нем, но в 9 случаях из десяти виноват подающий.
Передачи передаются с отскоком от пола либо параллельно полу, для чего приходится прилагать больше усилий. Мяч ни в коем случае не должен лететь дугообразно. Исключение навес на кольцо или перекидка защитника. Такие пасы могут закончиться прорывом и забитым в кольцо мячем.
Принимающего мяч обязательно необходимо хорошо видеть, но ни в коем случае нельзя смотреть прямо на него. Требуется сохранять равновесие, в обратном случае направление паса может быть блокированно противником, а подающий игрок ошибется, сделает пробежку или потеряет мяч. Важно правильно высчитать скорость партнёра и его техничность.
И при приёме и при пасе важен беспрепятственный обзор всей площадки. Игрок должен быть наделен стратегическим мышлением и боковым зрением.
В секциях по баскетболу игроков постоянно тренируют как общим передачам, так и специальным зависящим от роли игрока в команде. Прекрасно, если игрок выработал личные способы передачи, доведённые до автоматизма. Но в первую очередь до автоматизма нужно довести базовые способы передачи.
gto-normativy.ru
Методика обучения передачам мяча в баскетболе
Техника ловли и передач мяча
Ловля – прием, с помощью которого игрок может уверенно овладеть мячом и предпринять с ним дальнейшие атакующие действия. Ловля мяча является и исходным положением для последующих передач, ведения или бросков, поэтому структура движений должна обеспечивать четкое и удобное выполнение последующих приемов. Еще не поймав мяч, игрок должен смотреть, куда и кому его потом отдавать. Это возможно благодаря периферическому зрению, так как центральное зрение должно быть направлено на мяч. Баскетболисту следует взять за правило не ждать мяча, стоя на месте, а обязательно выходить ему навстречу. Выбор определенного способа ловли мяча и его разновидности зависят от положения игрока по отношению к летящему мячу, динамики передвижения игрока, высоты и скорости полета мяча.
Но во всех способах ловли можно выделить три фазы: подготовительную, основную и завершающую. Наиболее простым и в то же время надежным способом считается ловля мяча двумя руками.
Подготовительная фаза: если мяч приближается к игроку на уровне груди или головы, следует вытянуть руки навстречу мячу, напряженными пальцами и кистями образуя как бы воронку, размером несколько большую, чем обхват мяча.
Основная фаза: в момент соприкосновения с мячом нужно обхватить его пальцами (не ладонями), сближая кисти, а руки согнуть в локтевых суставах, подтягивая к груди. Сгибание рук является амортизационным движением, гасящим силу удара летящего мяча.
Завершающая фаза: после приема мяча туловище вновь подают слегка вперед; мяч, укрываемый от соперника разведенными локтями, выносят в положение готовности к последующим действиям. Если мяч летит несколько ниже уровня груди, то игрок приседает глубже, чем обычно, снижая тем самым высоту плеч до уровня полета мяча.
Наиболее часто встречающимися ошибками при ловле, которые нужно обязательно исправлять или лучше не допускать, являются:
– руки согнуты в локтях, а не выпрямлены;
– кисти не раскрыты для соприкосновения с мячом;
– баскетболист ловит мяч без движения к мячу и стоит на прямых ногах, не укрывая мяч;
– мяч прижимается к груди;
– голова опущена; баскетболист при ловле не контролирует взглядом ситуацию на площадке.
Передача – прием, с помощью которого игрок направляет мяч партнеру для продолжения атаки. Умение правильно и точно передать мяч – основа четкого, целенаправленного взаимодействия баскетболистов в игре.
Существует много различных способов передач мяча. Применяют их в зависимости от той или иной игровой ситуации, расстояния, на которое нужно послать мяч, расположения или направления движения партнера, характера и способов противодействия соперников.
Периферическое зрение, быстрота движений рук, точный расчет и тактическое мышление – вот те качества, которые характеризуют баскетболистов, умеющих безошибочно передавать мяч.
Быстрота и точность выполнения передач любым способом в значительной мере зависят от энергичной работы кистей и пальцев в основной фазе приема. При передаче мяча нужно в основном действовать кистями и пальцами, тогда сопернику трудно определить направление передачи. Партнера, принимающего мяч, надо видеть, но не смотреть прямо на него. При передаче важно сохранять положение равновесия, ибо направление предполагаемой передачи может быть перекрыто соперником, а игрок волей-неволей сделает «пробежку» или мяч перехватят.
Как и в ловле мяча, при выполнении передач различают три основные фазы движения: подготовительную, основную и завершающую.
Основной способ, позволяющий быстро и точно направить мяч партнеру на близкое или среднее расстояние в сравнительно простой игровой обстановке, без плотной опеки соперника, – передача мяча двумя руками от груди.
Подготовительная фаза: кисти с расставленными пальцами свободно обхватывают мяч, удерживаемый на уровне пояса, локти опущены. Кругообразным движением рук мяч притягивают к груди.
Основная фаза: мяч посылают вперед резким выпрямлением рук почти до отказа, дополняя его движением кистей, придающим мячу обратное вращение.
Завершающая фаза: после передачи руки расслаблено опускают, игрок выпрямляется, а затем принимает положение на слегка согнутых ногах (такая завершающая фаза типична для всех способов передачи).
Выполняя передачу двумя руками от груди, нужно помнить:
– не следует разводить локти в стороны при замахе, они должны быть опущены;
– движения рук и ног должны быть согласованы. Разгибать колени нужно активно, мяч кистями выпускать хлестко;
– ловлю мяча и последующую передачу нужно делать слитно, без паузы, без лишних движений.
Если соперник активно мешает передаче на уровне груди, то мяч можно послать так, чтобы он, ударившись о площадку вблизи партнера, отскочил прямо к нему. Чтобы мяч отскочил быстро, иногда ему придают поступательное вращение. Ноги при такой передаче нужно сгибать больше, а руки с мячом направлять вперед-вниз.
Методика обучения передачам мяча
Обучение передачам мяча следует начинать с ловли.
Начиная упражняться в ловле баскетбольного мяча, нужно изучить основную стойку баскетболиста и держание мяча. Затем изучается ловля на месте двумя руками мяча, летящего на уровне груди, затем совершенствуют технику ловли в различных упражнениях жонглирования мячом, обращая внимание на положение кистей рук при ловле. Постепенно усложняют упражнения в ловле мяча: летящего высоко, низко, сбоку, навстречу (с одновременным выходом к мячу), в прыжке, при передаче мяча в сторону от принимающего и так далее. Важным моментом является умение баскетболиста не только поймать, но и начать выполнение следующего технического приема, например, ловли и последующей передачи.
Упражнения по технике ловли мяча
1. Подбросить мяч перед собой, поймать его двумя руками и принять основную стойку баскетболиста.
2. То же, но ловить мяч после одного отскока от пола. Эти простые упражнения позволяют выработать чувство мяча, проверить правильность его держания, проконтролировать положение туловища, головы и проверить готовность к другим действиям.
3. Ловить мяч, передавая его друг другу в парах. Учиться ловить мяч можно и после удара о стену. После 8–10 передач смена рук.
4. Группа баскетболистов стоит в кругу, в центре которого располагается один из участников. Он поочередно передает мяч каждому стоящему в кругу (разновысокие передачи, об пол, немного правее или левее игрока). Правильность ловли мяча контролируется игроком, стоящим рядом с уже выполнившим прием.
5. Группа баскетболистов, стоя лицом в круг перемещается по часовой стрелке (или наоборот), передавая один мяч (а потом два и три) друг другу. Следить за работой кисти при ловле.
6. Один игрок передает мяч другому, бегущему навстречу и ловящему мяч с остановкой в два шага. Через 3–5 передач игроки меняются ролями. Обратить внимание на вынос двух рук вперед при ловле и укрывании мяча после остановки.
7. Ловля мяча, переданного партнером в сторону от ловящего на 2–3 метра. Сделать 5–10 передач вправо и 5–10 передач влево. Раньше времени к месту ловли мяча не выходить.
8. Ловля и передача мяча в движении во встречных колоннах. Игрок из колонны (1) движется навстречу передающему мяч (2) из другой колонны, ловя мяч на первом шаге. На втором шаге он готовится к передаче выходящему из другой колонны третьему игроку (3) и перед началом третьего шага передает ему мяч в безопорном положении. Третий передает мяч в движении четвертому (4) и так далее. После ловли и передачи мяча каждый игрок уходит в конец противоположной колонны и вновь готовится к участию в этом упражнении (см. рисунок).
9. Ловля и передача мяча в парах, движущихся от одного кольца к другому: а) при передвижении приставными шагами на расстоянии 3–4 метра друг от друга; б) при передвижении обычным беговым шагом. В этом упражнении обратить внимание на ловлю мяча.
Упражнения по технике передачи мяча
Передача мяча – основа взаимодействия игроков во время матча. Техника передач должна быть настолько хорошо отработана, чтобы их можно было выполнять автоматически. Нужно последовательно усложнять способы ловли мяча и направление передач, отрабатывать эти элементы не только в парах, но и в тройках, четверках, кругах.
1. Передачи мяча в парах. Выполняются различными способами (двумя руками от груди, двумя руками сверху, одной рукой сбоку, с отскоком от площадки) в соответствии с техникой конкретного приема. Обратить внимание на исходное положение ног, туловища, держание мяча. После выпуска мяча из рук локти должны быть выпрямлены, кисть, хлестко пославшая мяч, расслаблена. Ноги помогают движению рук. Можно провести соревнование, какая пара быстрее наберет 20, 30 и более передач, или сделать их больше за определенный временной интервал.
2. Передачи мяча в парах двумя мячами одновременно. Чтобы мячи во время упражнения не сталкивались, партнеры должны использовать различные способы передачи мяча. Например, один параллельная передача двумя руками: один – от груди, другой – с отскоком от площадки.
3. Передачи мяча в тройках, в шеренгах по кругу. По сигналу преподавателя игроки меняют направление передачи мяча.
4. Передачи мяча между четырьмя игроками, стоящими на месте. Расстояние между игроками должно меняться в зависимости от подготовленности занимающихся (от 4 до 9–10 метров). В этом построении возможны любые способы передачи мяча (см. рисунок).
5. Передачи мяча при движении одного из игроков спиной вперед. Игрок движется спиной вперед, передавая мяч игроку, двигающемуся вперед к нему лицом. Дойти до конца площадки и двигаться, поменявшись ролями.
6. Передачи мяча в парах двумя руками от груди в стену: а) стоя на месте; б) со сменой мест.
7. Передачи по кругу через одного стоя на месте. 7–9 игроков встают в круг. Мяч передается через одного. Интенсивность возрастает при введении использовании двух-трех мячей.
8. Передачи двумя мячами в тройках: а) стоя на месте; б) со сближением и отдалением игроков друг от друга.
9. Встречные передачи в колоннах. После передачи игрок уходит в конец своей колонны (см. рисунок).
10. Передачи мяча по треугольнику. Игрок, передав мяч, перебегает в конец той колонны, в которую передан мяч.
11. Передачи мяча по четырехугольнику. Игроки становятся в колонны в четырех углах. После передачи перебегать в конец колонны, куда передан мяч. При усвоении упражнения и для повышения интереса можно ввести в игру второй мяч.
12. Передачи по кругу, передвигаясь в низком приседе. Игроки в низком приседе на линии круга, лицом друг к другу, один из них с мячом. Передвижение по кругу в низком приседе с передачей двумя руками от груди. Можно использовать передачу с отскоком от пола, а также двумя мячами.
13. Передачи мяча в тройках на бегу через среднего игрока. Расстояние между игроками 4–5 метров. Вторая тройка начинает выполнять упражнение, как только первая достигнет середины площадки.
14. Передачи мяча в тройках при продвижении от кольца к кольцу. Мяч передавать через среднего игрока, немного отстающего во время движения от двух других («движение в тройке углом назад»). Затем в это упражнение можно включить одного защитника, потом двух и трех (см. рисунок).
15. Передачи мяча в тройках при продвижении от кольца к кольцу. Игрок, выполнивший передачу, забегает за спину партнера, которому только что была адресована передача (см. рисунок).
16. Ловля и передача мяча на бегу. Образуются две встречные колонны. Один игрок между ними в стороне. После передачи ему мяча игрок бежит вперед, получает ответный пас, передает его игроку, стоящему напротив, а сам бежит в конец другой колонны (см. рисунок).
17. Игрок 1 с мячом (см. рисунок), стоящий первым в колонне, передает мяч первому из трех игроков, стоящих вдоль боковой линии, а сам движется вперед, получая обратную передачу и, уже не останавливаясь, передает мяч второму игроку, стоящему вдоль боковой линии, снова получает в движении мяч и передает его третьему игроку. Поймав от него мяч, игрок ведет мяч до конца площадки, отдает его игроку из другой колонны, а сам встает последним в эту колонну. Упражнение выполняется одновременно с двух сторон. На боковой линии могут стоять 2, 3 или 4 игрока. Можно завершать упражнение броском мяча в корзину в движении.
18. Передачи в прыжке. Игроки стоят лицом друг к другу на расстоянии трех метров, ноги на ширине плеч. Ловля и быстрая передача мяча в одном прыжке на месте. То же, но на расстоянии 4–5 метров в движении бегом по кругу.
infourok.ru
Передача и ловля мяча в баскетболе
Баскетбол.
Передача и ловля мяча
Передача — один из главных технических приемов в баскетболе, и игрок должен овладеть всеми ее способами, чтобы уметь выбрать наиболее целесообразный для конкретной игровой обстановки.
Без хорошего паса команде не организовать быстрее нападение. Неточные передачи перехватываются соперником. Неумение выполнить так называемую «скрытую» передачу помогает сопернику легко расшифровать любой маневр. Поэтому работать над передачей необходимо на всех уровнях подготовки баскетболистов.
Каждая передача должна быть неожиданной для соперника. Увы, слишком часто мы видим «открытые»: передачи, которые выполняются однообразно, на посредственном уровне и не представляют для соперника опасности. Именно из-за слабого владения техникой передачи игрок часто стремится побыстрее избавиться от мяча, чтобы не потерять его или не попасть а положение, когда не знаешь, как им распорядиться.
Интересно в этом плане высказывание известного американского специалиста баскетбола Адольфа Ф. Раппа из его книги «Большой баскетбол»; «Наиболее важным элементом техники являются передачи. Мы целыми часами отрабатываем их, Неискушенному человеку это может показаться абсурдом. Первое, что я стараюсь узнать о команде соперника,— как она владеет мячом. Это и является показателем истинного мастерства. Если баскетболисты хорошо выполняют передачу, если они могут ориентироваться в различной обстановке и вовремя отдают или задерживают мяч, если они владеют передачами с обманными движениями, то у вас будет интересная борьба с такой командой, так как за хорошими передачами последуют попадания в корзину. Точные и своевременные передачи — ключ к успеху в игре».
Баскетболисту приходится выполнять передачи в самых различных ситуациях. Поэтому он одинаково хорошо должен уметь передавать мяч и стоя, и в движении — на бегу, после ведения и ловли мяча, и в прыжке — после перехвата и овладения мячом, отскочившим от щита.
Часто, выполняя передачу, игрок оказывается в неудобном положении: попадает в плотную опеку нескольких баскетболистов команды соперника или получает мяч в воздухе, после чего может приземлиться только за пределами площадки. В этих случаях от него требуется особое мастерство в технике выполнения передачи, сочетающееся с ловкостью, высокой координацией движений, находчивостью, даже смелостью. Поэтому тренировочные занятия должны предусматривать постепенное повышение сложности упражнений в передачах на базе хорошо освоенных более простых элементов, приближение их к условиям соревнований; передачи в прыжке с поворотом на 180°, с плотной опекой защитников, на высоких скоростях и т. д.
В начале обучения игроки разбиваются на пары и выполняют на месте наиболее простые и часто применяемые передачи: двумя руками от груди, одной рукой от плеча, от головы, а затем уже переходят к более сложным, в частности к передачам мяча партнеру, находящемуся в движении. При этом важно правильно определить скорость передвижения партнера и своевременно дать ему пас с определенной силой. Передача должна быть быстрой, направлена в ту точку площадки, где к этому времени окажется партнер. Освоив это упражнение, можно приступить к передачам мяча друг другу на ходу. Все передачи выполняют не на прямых, а на согнутых в коленях ногах.
Важнейшим моментом обучения передачам и их совершенствования является правило, требующее от игрока стремления передать мяч открывшемуся, т. е. освободившемуся от опеки защитника и ‘вышедшему на свободное место партнеру. Большую ответственность за потерю мяча при передаче несет игрок, сделавший передачу. На этом следует акцентировать внимание юных баскетболистов. Ловкость, расчет, периферическое зрение, решительность — вот те основные качества, которые характеризуют игрока высокого класса в передачах. А поскольку точность передач тесно связана с ловлей мяча, то эти приемы разучивают одновременно, в едином процессе тренировки.
Ловля мяча — это, по сути дела, исходное положение для всех последующих элементов игры, в том числе и передач. Стойка баскетболиста в момент ловли: ноги согнуты в коленях,
спина прямая, голова поднята. Руки вытянуты вперед, кисти с разведенными пальцами образуют как бы воронку размером несколько большим, чем нужно для обхвата мяча. Мяч попадает на кончики пальцев и лишь затем на ладони. При этом руки сгибаются амортизирующим движением, гасящим скорость полета мяча.
Наиболее надежна и проста ловля мяча двумя руками. Техника ее описана выше. Следует лишь добавить, что игрок меняет высоту стойки в зависимости от высоты полета мяча. Чтобы поймать мяч, летящий высоко над головой, нужно прыгнуть и резко вынести вверх руки с развернутыми кистями. В тот момент, когда мяч коснулся пальцев, кисти сближаются, поворачиваются внутрь и обхватывают мяч, а руки, сгибаясь в локтях, опускаются и притягивают мяч к туловищу.
При ловле мяча одной рукой игрок останавливает его дальней от защитника рукой с широко разведенными, но расслабленными пальцами. Второй рукой он подхватывает мяч, чтобы контролировать его уже двумя руками. Для быстрой передачи мяч ловят одной рукой, без поддержки другой, используя амортизирующее движение как замах для последующей передачи. После ловли надо укрыть мяч от соперника, защищая его разведенными локтями. Рассмотрим различные виды передач мяча в баскетболе.
Передача двумя руками от груди позволяет быстро и точно направить мяч на близкое расстояние. Игрок держит мяч двумя руками перед грудью, пальцы расставлены, большие пальцы направлены назад и слегка вверх, как бы указывая друг на друга, локти близко к туловищу, туловище наклонено вперед. Мяч выпускают из рук быстрым взрывным движением кистей, пальцев и локтей, придавая ему нужное вращение. Одновременно с передачей игрок может сделать шаг вперед.
Передача двумя руками сверху (над головой) применяется из любой точки при позиционном нападении. Игроки задней линии часто пользуются ею, чтобы передать мяч центровому. Применяют ее и высокорослые игроки, получив высокую передачу, если хотят быстро вернуть мяч или отдать выходящему на скорости партнеру, Кисти удерживают мяч сбоку, немного сзади, пальцами вверх, а большие пальцы сзади направлены друг к другу. Мяч поднимают точно вверх, а не назад, за голову, локти слегка согнуты, выпускают мяч быстром, хлестким движением кистей и пальцев с одновременным небольшим шагом вперед.
Передача одной рукой от плеча — это наиболее распространенный способ передачи мяча на любое расстояние с минимальным временем для замаха и хорошим контролем за мячом.
Руку с мячом отводят к плечу и сразу же выпрямляют с одновременным захлестывающим движением кисти и поворотом туловища. Дополнительное движение кисти в момент вылета мяча позволяет игроку изменить направление и траекторию полета.
Передача одной рукой сверху позволяет послать мяч на дальнее расстояние Даже через поднятые руки соперников. Баскетболист поворачивается боком к направлению передачи, руку с мячом отводит назад -в сторону, а затем быстрым маховым движением вверх по дуге доводит до вертикального положения. Мяч выпускают в тот момент, когда он оказался над головой.
Передача с отскоком от пола. Это наиболее эффективный способ передачи мяча центровому, когда его плотно опекают. Используют ее в заключительной фазе быстрого прорыва при обыгрывании защитника либо когда надо дать короткую обратную передачу игроку, выходящему к щиту.
Передача похожа на пас двумя руками от груди. Мяч ударяется об пол в точке, отстоящей от передающего на 2/3 дистанции до принимающего, и должен отскочить к нему на удобной для ловли высоте, лучше всего на уровне пояса. При передачах на короткие расстояния вращение мячу придавать не надо. А вот при расстоянии более 5 м вращение повышает скорость полета мяча. Техника вращения: ладони сдвинуты выше по мячу, заключительное движение кистей резкое, руки как бы сопровождают мяч ладонями вниз.
Передача крюком — это длинная передача игроку, убегающему в быстрый прорыв под щит соперника. Удобна она и в тех случаях, когда защитник оказывает давление на передающего с одной стороны, а другая остается вне опасности. Выполняется маховым движением почти выпрямленной либо согнутой в локте руки. Мяч выпускается высоко вверх хлестким движением кисти и пальцев. Вторая рука помогает выносу мяча, а локоть ее защищает передающего от защитника. Можно выполнять такую передачу и в прыжке, но это значительно сложнее. Выпрыгнув, игрок должен успеть отдать мяч партнеру прежде, чем опустится на пол. Разучивать передачу крюком следует как правой, так и левой рукой.
Передачу за спиной мы все чаще видим в матчах команд мастеров. Передача сложна, особенно когда ее выполняют в движении. Нелегка она и для приема, почему и чревата потерями мяча. Однако в ситуациях «два нападающих против одного защитника» она весьма эффективна. Поэтому, освоив более простые и надежные передачи, надо попробовать овладеть и ею.
Передачи можно совершенствовать и без партнера. С помощью ударов о стенку также можно осваивать любые способы передач: и стоя на месте, и передвигаясь вперед, назад, в стороны. Чем больше расстояние от стены, тем с большей силой посылают мяч, чтобы он возвращался в точке, удобной для ловли. При этом надо следить за стойкой: ноги согнуты и не закрепощены. Если мяч после передачи в стенку не долетит обратно, следует подойти поближе, сохраняя правильную технику выполни, 1-;я передачи.
Для выработки точности передачи надо нарисовать на стенке несколько кругов (по прямой, ломаной линии либо по окружности) и посылать мяч в них. Расположение кругов можно менять на каждой тренировке, также как и последовательность передач, например 1—3—5; 2—4—6 и т.д. Это заставит занимающихся быть более собранными и поможет им быстрее ориентироваться, особенно при увеличении темпа передач. Передачи у стенки развивают и координацию движений, если выполнять их с дополнительными поворотами, прыжками, финтами.
Полезно тренироваться и у ребристой стенки, поскольку отскоки мяча тут непредвиденны и это заставляет игрока быть предельно собранным. Необходимость разгадывать направление полета мяча после отскока развивает быстроту реакции.
Передачи, как никакой другой баскетбольный прием развивают силу рук. Послать мяч точно через все поле — дело непростое, со слабыми руками — с этим не справиться. Поэтому при обучении передачам в тренировки надо включать побольше упражнений на развитие силы рук. Эффективны для этой цели упражнения с набивными мячами. Они развивают мышцы рук и плечевого пояса, способствуют развитию ловкости, гибкости.
Упражнения с набивными мячами выполняют в группах, парах и индивидуально. Вот некоторые из них.
Броски, толчки мяча вверх и ловля его стоя, в прыжке, после разворота, сидя.
Передачи мяча из правой руки в левую за спиной, из левой руки в правую перед собой не касаясь туловища.
И.п. мяч за спиной. Наклоняясь вперед,
бросить мяч вверх и поймать.И.п. стоя спиной к партнеру. Прогибаясь,
броски мяча через голову.И.п.— то же, ноги врозь. Наклоняясь вперед, броски мяча между ногами.
Лежа на спине. Броски мяча из-за головы.
То же, но бросок выполнять, наклоняясь вперед.
Передачи мяча двумя руками от груди, снизу, сбоку, из-за спины, из-за головы.
То же на бегу (в эстафетах «Встречная передача», «Передача по кругу»).
Развивают силу рук упражнения на тренажерах, с гантелями, штангой, сгибание и разгибание рук в упоре, подтягивание на перекладине. Для укрепления кистей рук эффективны упражнения с теннисными мячами (сжимание-разжимание) и утяжеление кистей специальными манжетами.
Контролировать прирост силы рук удобно тестированием. Можно устроить и соревнования по различным силовым упражнениям.
В учебно-тренировочный процесс надо непременно включать упражнения, направленные на совершенствование техники передач. Вот наиболее распространенные из них, доступные для начального периода обучения.
Игроки строятся в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 5—6 м. Дистанция между игроками в шеренге 2—3 м. По команде учителя ребята выполняют передачи двумя руками от груди, стоя на месте или с шагом вперед. Учитель может менять задания: способы передач, расстояние между игроками, а также вводить различные элементы:
а) передачи с применением финта;
б) передачи со сменой положений: опуститься на одно колено, на оба, сесть, лечь, затем проделать то же в обратном порядке;
в) передачи в движении с перемещением вперед, назад, в стороны в радиусе 1—2 шагов;
г) передачи в прыжке;
д) выполняя передачу, баскетболист следует за мячом и занимает место партнера в противоположной шеренге. Принявший мяч ведет его на исходную позицию партнера, делает передачу и движется вслед за мячом.
Для усложнения передач в парах можно включать в упражнения третьего партнера, который будет мешать точному пасу, стараться перехватить или отбить мяч.
Передачи мяча в парах в движении с броском. Игроки строятся в колонну по две перед лицевой линией площадки. По сигналу учителя игроки первой пары начинают продвигаться к противоположному щиту, передавая мяч друг другу. После того как первая пара игроков пройдет ближайшую линию штрафного броска, упражнение начинает следующая пара.
Передачи в тройках в движении с броском. Игроки строятся тройками перед лицевой линией площадки (средний несколько сзади) и начинают движение к противоположному щиту, передавая мяч друг другу. Первую передачу делает средний игрок, ему мяч и возвращают, он передает мяч другому, а тот снова возвращает ему передачу и т. д.
Передачи в движении по кругу. 5—6 или более баскетболистов образуют круг и располагаются в 3—3,5 м друг от друга. После этого они начинают движение по кругу, соблюдая установленную дистанцию и передавая мяч впереди бегущему. По сигналу учителя игроки движутся в обратном направлении. Можно менять расстояние между игроками, пользоваться 2—4 мячами.
Передачи при встречном передвижении игроков. Баскетболисты строятся в две колонны напротив друг друга по диагонали площадки, как показано на рис. 1, и быстро движутся навстречу друг другу, передавая мяч на разной высоте: над головой, на уровне плеч, пояса, пола. Игрок А делает передачу выбегающему навстречу игроку Б, а сам занимает место в конце другой колонны. Игрок Б ловит мяч в движении и передает его также выбежавшему навстречу игроку В. После передачи игрок может выполнить поворот на 360°, как это показано на рис. 1.
«Охотник». 5—6 баскетболистов строятся по внешней стороне круга, как показано на рис. 2. В кругу стоит еще один игрок — охотник. Игроки передают мяч друг другу, а охотник пытается отбить или перехватить его. Игрок, потерявший мяч, меняется местами с охотником. Игру можно проводить и с двумя охотниками, увеличив размеры круга.
Упражнения с двумя мячами. 5 игроков располагаются на площадке в расстановке 2+3 с центровым на линии штрафного броска, как показано на рис. 3, и выполняют следующие, задания:
1. Оба игрока задней линии (3 и 4) имеют по мячу. Стоящий слева (3) передает мяч центровому 1, который быстро отдает его правому нападающему 5.
2. В момент, когда центровой выполнил передачу, игрок 4, стоящий справа, незамедлительно отдает ему свой мяч, а центровой быстро передает его левому нападающему 2.
3. Нападающие сразу же передают мяч назад ближайшему из игроков задней линии, а те продолжают передачи мяча центровому.
Хотя эти упражнения специально для центровых, они помогают совершенствовать передачи всем остальным игрокам. Желательно, чтобы каждому игроку была предоставлена возможность выступить в роли защитника, нападающего и центрового, выполняя передачи различными способами.
Прыжки через скакалку с передачей мяча.
Упражнение направлено на развитие координации движений и периферического зрения баскетболистов. Два игрока с мячами становятся по разные стороны от скакалки, которую вращает невысоко над полом третий игрок. Остальные игроки, стоя в колонне по одному, поочередно прыгают через скакалку, одновременно с этим ловя мяч то от одного, то от другого баскетболиста и тут же возвращая ему мяч. Если игрок задел скакалку, он меняется местами с тем, кто ее вращает, а если не поймал мяч, то с тем, кто выполнял передачу.
Передачи на внимание. 6—7 игроков образуют круг, и им выдается 3 мяча. Каждый передает мяч свободному партнеру и в случае необходимости выполняет финты, чтобы избежать передачи двух мячей одному игроку. Не разрешается передавать мяч баскетболистам, стоящим рядом с пасующим.
Два игрока, два мяча. Игроки в парах передают мячи друг другу, используя различные способы передач.
Три игрока, два мяча. Трое баскетболистов располагаются по треугольнику. У двух из них мячи, и они по очереди передают их третьему. Поймав мяч, тот стремится как можно быстрее вернуть его тому, от кого получил. Темп передач можно менять в зависимости от подготовленности занимающихся.
Пять против пяти. Игра проходит на половине площадки, без бросков по кольцу. Игроки делятся на две команды по 5 человек. Задача команды, владеющей мячом,— как можно дольше удержать его, передавая друг другу. Баскетболисты действуют по принципу личной защиты, т. е. каждый игрок опекает определенного соперника. Тренер следит за соблюдением правил игры и в случае нарушений передает мяч другой команде. Во время передач тренер или игроки, владеющие мячом, громко отсчитывают количество сделанных передач. Команда, выполнившая наибольшее количество передач, становится победителем.
Для увеличения темпа можно ввести условие, запрещающее ведение мяча. Это упражнение заставляет игроков больше двигаться, правильнее выбирать удобное место, открываться для приема мяча, а игрока, владеющего мячом, искать наиболее рациональные способы передач.
В заключение несколько советов по технике ловли и передачи мяча:
1. Получая мяч, надо двигаться ему навстречу.
2. Мяч следует держать чуть выше пояса, стараясь послать его мимо защитника, а не над ним.
Активные движения запястья и пальцев рук придают необходимую в передачах хлесткость броска.
Укрывая мяч, не надо вытягивать руки с мячом.
Большинство передач следует направлять выше пояса — примерно на уровне груди.
Такую передачу легче принять.Прежде чем выполнить передачу, нужно сделать обманное движение, чтобы на него среагировал соперник, пытающийся перехватить мяч.
Пасующий должен высоко держать голову для увеличения поля периферийного зрения, что, в свою очередь, важно для успешной ловли и передачи мяча.
Ноги, всегда слегка согнутые в коленях, не должны быть напряжены, баскетболист не должен быть закрепощен.
Передачи должны быть быстрыми, точными, своевременными, но не слишком резкими.
10. Необходимо уметь получать и передавать мяч одним движением.
Следует избегать поперечных, навесных и мягких передач — их легко перехватывают соперники.
Передачу партнеру делают только в том случае, если он готов ее принять.
Принимая мяч, надо следить за его полетом, всегда ожидать пас и быть готовым к ловле мяча.
При передаче правой рукой левую ногу выдвигают вперед, и наоборот при передаче левой рукой вперед выносится правая нога.
Следует показывать партнеру руками место, наиболее удобное для приема мяча.
16. Необходимо как можно реже отдавать мяч игроку, находящемуся в непосредственной близости к боковой линии, в углу площадки.
infourok.ru
Обучение и совершенствование техники передачи и ведения мяча в баскетболе
Передача — язык баскетбола. Игрок, не умеющий передавать мяч так, как требует сложившаяся обстановка на площадке — глухонемой. После бросков в корзину передачи являются вторым важным приемом игры. Чтобы выполнить бросок, игрок должен овладеть мячом, а это обычно делается по средством передач. Игрок, хорошо передающий мяч, представляет ценность для любой команды, и учителя ценят такого игрока не меньше, чем самого результативного.
Передачи мяча — один из важнейших и наиболее технически сложных элементов баскетбола. Видов передач великое множество, и одна из главных задач любого учителя состоит в том, чтобы привить игрокам вкус к этому элементу игры. Работать над передачами самостоятельно игроки не любят, только учитель может объяснить им важность владения всем арсеналом передач, необходимость тренировать их тщательно и ежедневно.
Передачи мяча различаются, во-первых, по динамике выполнения (стоя на месте, в движении на бегу, в движении в прыжке) и, во-вторых, по способу выполнения: двумя руками — от груди, из-за головы, снизу, сбоку, с предварительным выполнением обманных движений; одной рукой — снизу, сбоку, из-за головы (бейсбольный пас), крюком, из-за спины и между ногами (скрытые передачи) и др.
1.Основы ловли и передачи мяча.
Перед тем, как передать мяч, игрок должен поймать его. Азбука ловли мяча:
- Смотреть на мяч, пока он не будет зафиксирован в двух руках.
- Принимать мяч на кончики пальцев.
- Держать мяч пальцами.
- При ловле низкого мяча направлять пальцы вниз, а ладони наружу, при ловле высокого мяча направлять пальцы вверх, а ладони наружу.
- Движением рук и кистей смягчать прием мяча.
- Всегда двигаться навстречу передаче, за исключением некоторых случаев при осуществлении быстрого прорыва.
- Быть готовым укрыть мяч движением локтей и туловища, как только игрок овладеет им.
Ведение мяча — один из основных технических элементов баскетбола, второй, после передачи, способ перемещения мяча по площадке. Правильное, технически грамотное ведение мяча — фундамент для стабильного контроля за ним, основа индивидуального обыгрывания соперника.
Ведение различают по основным способам:
• высокое скоростное ведение (высокий отскок мяча от пола, угол сгибания ног в коленях — 135-160°).
• низкое ведение с укрыванием мяча (низкий отскок мяча от пола, угол сгибания ног в коленях — 90-120″).
• комбинированное ведение.
При ведении мяч переводится с руки на руку тремя приемами:
ударом перед собой, ударом за спиной или между ногами,
2. Упражнения для совершенствования технике передачи мяча в баскетболе.
Передачи мяча. Это самый эффективный способ продвинуть мяч к корзине противника. Передавать мяч можно двумя руками снизу, одной рукой от плеча, одной и двумя руками над головой, одной рукой снизу, одной рукой от плеча, одной и двумя руками с отскоком от пола.
Существуют и другие виды передач, например, передача за спиной, но они требуют опыта. Во всяком случае, следует избегать сложных видов передач, пока в совершенстве не были освоены основные.
Сначала передачи выполняются медленно, стоя на месте. Затем они тренируются в движении, посылая мяч в неподвижную цель. И наконец, переходят к передачам в движении движущемуся партнеру.
Чтобы поймать мяч, руки к нему вытягиваются с расставленными пальцами и, как только мяч коснется пальцев, согни руки, притягивая мяч к груди.
Техника самих передач проста. Все они требуют, как правило, небольшого замаха и «выстреливающего» движения рукой или руками с мячом в направлении партнера.
Тренируясь в передачах, необходимо помнить о следующем:
Передачи должны выполняться быстро и точно в цель.
Делать передачу необходимо на уровне груди партнера.
Необходимо маскировать передачу, глядя в сторону от партнера и следя за ним периферическим зрением. Противнику труднее перехватить такую передачу.
Мяч ловится и передается пальцами.
В большинстве случаев при передачах мячу необходимо придавать легкое обратное вращение. Это способствует правильной траектории полета мяча.
После выпуска мяча пальцы должны быть направлены на партнера. Это способствует точности передач.
Баскетбол – командная игра, где требуется быстро доставить мяч ближнему к корзине партнеру. Лучше всего сделать это с помощью хорошей передачи. Хороший распасовщик исключительно полезен команде. Совершенствовать навыки передач нужно постоянно.
Ниже предлагаются для внимания упражнения для обучения и совершенствования техники и передачи мяча в баскетболе:
Движение игрока без мяча
Движение мяча
Передача мяча на месте.
Передача мяча в колонне:
а) со сменой мест.
б) без смены мест
Передачи в стену. Первый партнер делает передачу мяча в стену. Второй – ловит отскакивающий от стены мяч.
Передачи мяча по кругу.
Передачи мяча в шеренге
Передачи мяча в тройках («треугольник»)
а) со сменой мест
б) без смены мест.
Передача двумя мячами поочередно.
Передачи мяча делаются центральному.
Передачи с отскоком об пол одним мячом.
Средний игрок выполняет прыжки
с поворотом на 180˚
передачи мяча в колоннах.
Выполняется двумя мячами по типу
«треугольник»
9) Передача мяча в движении.
Встречная передача
Выполняется в двух
колоннах на расстоянии
10-15 метров, двумя мячами.
Передачи по кругу. Выполняются 2-3 мячами. Со сменой направления движения.
а) приставным шагом
б) обычным шагом
3)Передачи мяча в тройках. Одним мячом. Упражнение завершается броском по кольцу.
в) «восьмерка»
г) игроки разбиваются на тройки. Тройки друг против друга стоят лицевым линиям. У начинающей тройки – один мяч (находится у среднего в тройке игрока), у противоположной – 2 мяча (находятся у боковых игроков тройки). Упражнение выполняется начинающей тройкой «восьмеркой» до 2-3 передач. Игрок, у которого остается мяч, выполняет ведение с атакой кольца, два других игрока бегут и получают мячи от боковых игроков противоположной тройки и выполняют ведение и бросок по кольцу. Противоположная тройка, которая выполняла передачи игрокам начинающей тройки, начинает восьмерку в обратном направлении.
4)«Салки» (касание мячом). Игры выполняются без ведения мяча с соблюдением всех правил баскетбола. Можно устанавливать временной интервал. Игрок, которого коснулись мячом выбывает из игры.
а) участвуют две команды. Упражнение выполняется одним мячом.
б) участвуют две команды. У каждой команды по мячу. Выигрывает команда, которая быстрее выведет из игры всех игроков противоположной команды.
5)Передача в движении. Игрок
передает мяч ближнему игроку №1,
бежит по прямой ему возвращают
мяч, он передает мяч игроку №2,
продолжает движение, ему
возвращают мяч. Выполняет ведение
и атаку кольца.
6) Игроки в парах выполняют передачу одновременно по прямой, а бегут и получают мяч крест накрест.
8). «Салки» в круге. Игроки встают по кругу. 1-2 мяча. В круге 1-2 водящих.
Водящий, касающийся мяча,лвстает на место игрока, который передавал этот мяч.
Ближнему игроку мяч передавать запрещается.
9) Сидя по кругу, игроки
Делают передачи влево-вправо
рядом сидящему.
Передачи в эстафетах. «Гонка мячей по кругу».
Игроки двух команд располагаются
по кругу через одного. Нужно
догнать и обогнать мяч противоположной команды.
2) «Гонка мячей в шеренгах».
3)«Передал мяч – садись».
Учебная группа разбивается на команды.
Капитан стоит на расстоянии 2-3 м от своей команды,
выстроившейся в колонну. Капитан стоит лицом к своей команде.
Капитан передает мяч 1-ому стоящему в колонне, тот ловит его и передает обратно, а сам садится. Так, капитан делает передачи каждому в своей команде. Поледний в колонне ловит мяч и бежит с ним на место капитана, а капитан становится первым в своей команде. И так до тех пор, пока капитан не встанет на свое место.
Дополнение.
Передачи на месте в парах, в стену (каждый с мячом).
а) с высоким подниманием бедра;
б) с захлестыванием голени;
в) с прыжками в высоту и в сторону;
г) с поворотами на 360˚;
д) с приседаниями;
е) сидя на полу;
ж) лежа на животе;
з) двумя мячами в сену.
Передачи мяча в движении в парах.
а) приставным шагом;
б) лицом к кольцу;
в) с перехватом мяча;
г) с перехватом мяча с двух сторон;
3.Упражнения для обучения техники ведения мяча
Общая характеристика обучения техники ведения мяча.
Непосредственное обучение ведению мяча.
Примерные игровые задания и подвижные игры на ведение мяча в движении:
А) «Кросс с ведением мяча»
Б) «Броуновское» (беспорядочное) движение.
Игры для совершенствования ведения мяча
А) пятнашки с ведением мяча;
Б) «Сторож»
В) «Зоркий глаз»
Г) «ведение после передачи»;
Д) «Подними мяч»
Е) «Повтори лидера»
Ж) «Вокруг партнера»;
З) «Змейки».
Примерные этапы полосы препятствий
Оценивание полосы препятствий
Обучение ведению мяча при приближении с соперником.
Методические указания.
Во всех упражнения акцентировать внимание на узловых деталях в технике выполнения ранее изученных приемов. Нацеливать занимающихся на молниеносное переключение от одних действий к другим. Ошибки исправлять индивидуально.
Акцентировать внимание на отличиях в и.п. при ведении мяча правой и левой рукой. Исключать преждевременного (до выпуска мяча) отрыва опорной ноги от пола. В каждом задании чередовать ведение правой и левой рукой. В случае исключения отдельных деталей техники (например, ведение мяча перед ногами) у нескольких учеников исправление ошибок производить групповым методом, используя ранее изученные подводящие упражнения (блок упражнений в ведении на месте)
Контролировать и.п. перед началом ведения, правильность начала движения и техники ведения приема. За грубые ошибки начислять штрафные очки.
Победителя определяют по быстроте и точности выполнения задания. Баскетбол в 4 – 11 классах.
3.1 Обучение технике ведения мяча.
В баскетболе ведение мяча является важным техническим приемом, без которого невозможно представить себе полноценную, тактически грамотную игру. Уже на первых уроках обучения баскетболу формирую у учащихся представление, что ведение мяча – это передвижение игрока с непрерывно следующими друг за другом толчками мяча об пол одной или попеременно двумя руками. От занятия к занятию школьники убеждаются, что главное в технике ведения мяча – это отсутствие зрительного контроля, асинхронная работа рук и ног, равноценность ведения мяча правой и левой рукой, высокая скорость передвижения, рациональное положение кисти на мяче, активное движение руки в локтевом суставе. Существующие разновидности ведения мяча – высокое и низкое — дают возможность игроку передвигаться с мячом по площадке на разной скорости и в любом направлении. С помощью данного приема можно уйти от плотно опекающего соперника, выйти под кольцо, выполнить бросок в движении, перевести мяч из тыловой в передовую зону, увести мяч из скопления игроков, осуществить смену мест для атаки, растянуть защиту.
Обучение ведению мяча начинаю с 4 класса, в последующих классах выполнение приема совершенствуется и закрепляется за счет увеличения скорости и изменения направления движения, попеременного ведения мяча правой и левой рукой. В 9 классе, согласно школьной программе, учащиеся должны овладеть навыком ведения мяча при сближении с соперником.
Обучение ведению мяча провожу по следующей методике. Как известно, сначала изучается стойка игрока, затем передвижения – бег, прыжки, остановки, вышагивания, повороты. Непосредственно ведению начинаю обучать с подготовительных упражнений – одноразовых ударов мяча об пол. Затем предлагаю учащимся сочетать эти приемы с принятием стойки и с передвижением приставным шагом вперед-назад, вправо-влево. После этого применяем многоразовые удары об пол правой, левой рукой, сначала стоя на месте, потом в беге на месте и с небольшими перемещениями в разные стороны и с разной высотой отскока мяча.
Конечно, все это вначале выполняется со зрительным контролем и лишь позже – без него. Совершенствуя навыки ведения, занимающиеся выполняют передвижение с ведением мяча по прямой, а также по дуге и кругу, на различные расстояния, с варьированием мест ударов мячом об пол в зависимости от характера и темпа передвижения.
Постепенно учащиеся переходят на ведение мяча после ловли его в движении. Завершается изучение ведения при сближении с соперником. Параллельно с обучением новому материалу идет совершенствование и закрепление ранее изученных двигательных навыков ведения.
Такое постепенное расширение игрового навыка я использую вот уже пять лет, применяя разработанные мною методические приемы, упражнения, а также подвижные игры на совершенствование ведения мяча. Упражнения и игры разнообразят уроки баскетбола, делают их более эмоциональными, повышают плотность занятий.
Наибольшее внимание уделяю ведению мяча без зрительного контроля. На начальном этапе обучения ведению рекомендую учащимся кисть свободной руки поднести ребром к носу. В этом случае при прямом положении головы ученик не видит мяча, исключается и периферическое зрение. Как стоя на месте, так и в движении используют такое ведение с закрытыми глазами.
Примерные игровые задания и подвижные игры
на ведение мяча в движении.
«Кросс с ведением мяча». Упражнение выполняют во время бега в среднем темпе, продолжительность – 2-3 мин. В ходе упражнения учитель дает сигнал на низкое или высокое ведение, со зрительным или без зрительного контроля. Ведение осуществляется вокруг баскетбольной площадки или по диагонали, дугами.
Кросс имеет следующие этапы: ведение бегом, приставными шагами правым, затем левым боком, спиной вперед, прыжками, в полном приседе, ведение с ускорением по диагонали, с поворотом на 360°, с рывками и остановками по сигналу.
Все игровые задания выполняются правой, затем левой рукой, попеременно правой и левой с различной высотой отскока.
«Броуновское (беспорядочное) движение». По всему спортивному залу расставляют до 40 низких стоек в произвольных местах. Класс делится на 2-3 команды, в каждой не более 10 игроков. Командам дается по 1 минуте, в течение которой игроки, ведя мяч, должны обойти как можно больше стоек, делая вокруг каждой круг. Количество обойденных стоек всеми членами команды суммируются, таким образом, выявляется команда-победительница. Можно проводить и личные соревнования.
Вести мяч надо в течение всей минуты, брать мяч в обе руки нельзя. Ведение осуществляют одной или попеременно правой и левой рукой. Высота отскока мяча регулируется сигналом учителя. Если в 4 – 6 классах ведение выполняют любой рукой независимо от положения стоек, то в старших классах ведение осуществляют дальней рукой от стоек, как бы имитируя ведение мяча при сближении с соперником.
Хорошо зарекомендовали себя и используемые на уроках игры для совершенствования ведения мяча.
Игрока или стоящего в центре круга третьего игрока и ведя мяч дальней рукой от соперника, стараются осалить свободной рукой друг друга в плечо и при этом не потерять мяч. Игрокам разрешается, чтобы избежать осаливания, отводить своей рукой свободную руку соперника. Тот, кому удалось дотронуться до плеча соперника и не потерять права на ведение, получает 1 очко. При утрате контроля над мячом 1 очко присуждается сопернику и игрок, допустивший ошибку, меняется местами с партнером, стоящим в круге.
В а р и а н т: не прерывая ведения, каждый старается отобрать мяч у соперника.
«Сторож». В игре участвуют двое, у каждого мяч. Игрок 1 (сторож), ведя мяч, защищает установленный на полу за его спиной флажок. «Сторожу» разрешается делать шаги одной ногой, другая (опорная) стоит в 25-30 см от флажка. Задача игрока 2, — не прекращая ведения, дотронуться свободной рукой до флажка, что по условиям игры приносит ему 1 очко. При заранее обусловленном счете игроки меняются ролями.
В а р и а н т: сторож, передвигаясь с ведением мяча вокруг лежащего на полу обруча, препятствует попаданию в обруч мяча игрока 2. Тот тоже, применяя ведение, пытается обмануть сторожа и послать мяч в обруч. Сторожу разрешается отбивать мяч свободной рукой.
«Зоркий глаз» Класс делится на три команды, которые выстраиваются в колонны по одному. Перед каждой командой у линии старта лежит обруч. В 10 – 15 м от него установлено 5 разноцветных флажков: красный, черный, белый, зеленый, синий. В 5 м от линии флажков проводится параллельно ей еще одна линия – для передвижения учителя, в руках у которого 5 флажков такой же расцветки. По сигналу первые номера команды начинают ведение мяча вокруг обруча, постоянно наблюдая за учителем, который быстро передвигается в различных направлениях по своей линии. Как только учитель поднимает вверх один из имеющихся у него флажков, первые номера команд, не прекращая ведения, должны добежать до своих флажков, взять один из них нужной расцветки и, ведя мяч, быстро вернуться к своей команде. Участник, не допустивший ошибки, взявший нужный флажок И быстрее всех вернувшийся к линии старта, приносит своей команде 3 очка, пришедший вторым – 2 и третьим – 1 очко. При ошибках очки не начисляются. Затем в игру вступают вторые номера и т.д. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
«Ведение после передачи». Класс делится на пары. Партнеры стоят в 5 метрах друг к другу. Первый игрок передает мяч второму. Второй сразу переводит мяч на ведение, ведя мяч, добегает до первого, обводит его и с ведением возвращается на свое место, после
open-lesson.net
Передачи одной рукой | Баскетбол
Как правило, передачи одной рукой можно применять на более дальние расстояния, чем передачи двумя руками, но передачу одной рукой (например, передачу крюком или передачу одной рукой от плеча) труднее контролировать и дольше выполнять. Поэтому на расстоянии до 8 м передача двумя руками более предпочтительна. Правда, бывают обстоятельства, которые могут потребовать передачи одной рукой на любое расстояние.
Передача одной рукой от плеча, или бейсбольная передача. Может выполняться на большое расстояние из любой позиции на площадке и часто применяется для быстрого введения мяча в игру после взятия корзины или для начала быстрого прорыва.
Из удобного положения с расставленными ногами, с ровно распределенным весом тела игрок выносит мяч двумя руками над правым плечом и за правым ухом. Правая рука находится позади мяча, немного снаружи, пальцы указывают вверх, а ладонь — в сторону цели. Левая рука расположена на передней поверхности мяча и помогает направить мяч в нужную позицию. Передающий игрок переносит вес тела на сзади стоящую ногу и выпускает мяч с шагом вперед быстрым движением локтя, кисти и пальцев. При этом левая рука сходит с мяча и на уровне плеча двигается в направлении передачи. При выпуске мяча вес тела перемещается на впереди стоящую ногу, а сопровождение заканчивается вращением внутрь и вниз предплечья и кисти выпрямленной руки с большим пальцем, направленным вниз. Туловище поворачивается вокруг впереди стоящей ноги так, что передающий игрок заканчивает движение лицом к принимающему мяч партнеру. Носки ног расположены в направлении передачи. Важно, чтобы сопровождение пальцев выполнялось подчеркнутым вращением внутрь в направлении большого пальца. Если кисть будет вращаться наружу, в направлении мизинца, мяч будет описывать дугу и им будет трудно овладеть.
Хотя некоторые игроки могут придать мячу обратное вращение, чтобы перебросить его через голову защитников или вывести партнера в отрыв, эту передачу чрезвычайно трудно контролировать, и ею не следует пользоваться, если есть возможность выполнить передачу двумя руками от груди.
Передача крюком. Применяется в следующих случаях: для начала быстрого прорыва, когда невозможно выполнить передачу одной рукой от плеча; для передачи мяча центровому, когда из-за противодействия защиты невозможно выполнить передачу двумя руками сверху; для передачи мяча центровому, выполняющему проход. Техника выполнения этой передачи в основном та же, что и при броске крюком, и передача может быть выполнена как в прыжке, так и без прыжка.
Передача осуществляется рукой, дальней от защитника. Делая шаг в сторону и укрывая мяч рукой и локтем, игрок выпускает его круговым движением выпрямленной руки и заканчивает передачу движением кисти и пальцев. Надо обращать внимание на то, чтобы не прилагать к мячу больше силы, чем необходимо, и не посылать мяч по нисходящей траектории. Для быстроты передача может быть выполнена без полного выпрямления руки, но это должно компенсироваться более сильным движением кисти и пальцев. Сопровождение выполняется так же, как при броске крюком.
Передача одной рукой снизу. Эта передача используется, когда передающий игрок двигается на большой скорости в одном направлении, а его партнер выходит навстречу ему. Передачу одной рукой снизу трудно контролировать, и ее должны применять только опытные игроки, когда другую передачу выполнить невозможно.
С шагом вперед левой или правой ногой мяч выпускается снизу жесткой кистью и полностью выпрямленной рукой, скорость мячу придается сгибанием руки в локте, а пальцы контролируют и направляют движение мяча.
Диагональная передача одной рукой. Похожа на передачу одной рукой от плеча. Применяется на коротких дистанциях, когда необходима быстрота. Из положения при передаче одной рукой от плеча мяч выпускается быстрым движением руки по диагонали и мощным разгибанием ее в локте и кисти. Пальцы вращаются внутрь, в направлении тела, а большой палец указывает на пол во время сопровождения.
Передача толчком (после финта в сторону). Выполняется после финта на передачу двумя руками от груди. Используется для снабжения мячами проходящего игрока или центрового. Эту передачу применяют также в том случае, когда необходимо отодвинуть защитника, препятствующего передаче. Она может выполняться с отскоком от пола или без него и по сути похожа на передачу двумя руками, за исключением того, что одна рука только помогает контролировать мяч. Как только опекун реагирует на финт, мяч выпускается в противоположном направлении полным выпрямлением руки и коротким движением кисти и пальцев с шагом в сторону передачи. Сопровождение выполняется только рукой и предплечьем параллельно полу при прямой передаче и слегка наклонно в сторону цели при передаче с отскоком от пола.
Передача одной рукой с отскоком от пола. Это отличная передача после ведения, когда требуется быстро и точно послать мяч партнеру, выполняющему проход. Движение выполняется так же, как и при передаче одной рукой от плеча, однако выпуск мяча осуществляется после ведения и рука не отводится назад для замаха. Как только мяч уходит от пола при последнем ударе, он ловится и контролируется ведущей рукой. Одним длинным передающим движением игрок выпрямляет руку с мячом и выпускает мяч сильным движением локтя, кисти и пальцев. Сопровождение определяется придаваемым мячу вращением (см. передачу двумя руками от груди). Передача должна быть рассчитана так, чтобы мяч отскочил на высоту пояса принимающего игрока. Если передача делается достаточно сильно, даже при частичной помехе она дойдет до адресата. Для этого, однако, требуется больший замах и, следовательно, больше времени на выполнение передачи. Обычно она более эффективна против высокого защитника.
Передача одной рукой за спиной. Применяется только на коротком расстоянии партнеру, двигающемуся сзади, или в том случае, когда это единственно возможная передача свободному игроку при завершении прорыва вдвоем против одного. Передача может быть либо прямой, либо с отскоком от пола.
Игрок может слегка повернуть голову или использовать периферическое зрение, чтобы видеть принимающего передачу партнера. Обнимая мяч кистью передающей руки, согнутой под прямым углом к предплечью, игрок проносит мяч за спиной и выпускает его подкидывающим движением кисти назад: пальцы обращены в сторону принимающего передачу партнера, игрок поворачивается на правой ноге (при передаче правой рукой) в сторону, противоположную направлению передачи.
Откидка. Эта передача применяется, чтобы изменить направление полета мяча в воздухе. Мяч при откидке посылается партнеру, находящемуся в лучшей позиции. Выполняется мягким движением кисти и пальцев и, по сути дела, похожа на добивание мяча.
Если можно, используются обе руки, чем обеспечивается лучший контроль мяча.
www.offsport.ru