Техника и тактика игры в баскетбол – Глава 2.2. Техника и тактика игры в баскетбол. Методика обу­чения

1.2. Техника и тактика игры баскетбол

Техника баскетбола включает в себя сложившуюся в процессе развития вида спорта совокупность приемов, способов и их разновидностей, позволяющих наиболее успешно решать конкретные игровые задачи.

Под термином «прием техники» подразумевается система движений, сходных по структуре и направленных на решение примерно одной и той же игровой задачи. Разнообразие условий, в которых применяется тот или иной прием, стимулирует формирование и совершенствование способов его выполнения. На разны этапах развития баскетбола изменялись и совершенствовались ко­личество приемов, способы их выполнения, критерии оценки. На перестройку арсенала оказывали влияние изменения правил игры обогащение ее тактики, повышение уровня других видов подго­товленности игроков.

Таким образом, техника спортсмена на каждом этапе разви­тия — это наиболее эффективное, апробированное практикой средство, которое дает возможность игроку в рамках правил ус­пешно действовать в сложных ситуациях борьбы. Для того чтобы добиться наилучших результатов в мгновенно складывающихся игровых положениях, баскетболист должен владеть всем богат­ством разнообразия технических приемов и способов, уметь выб­рать наиболее подходящий прием или сочетание приемов, быстро и точно их выполнить.

Критерии высшего технического мастер­ства:

— свободное владение оптимальным объемом приемов и способов для полноценного выполнения заданных игровых функций в сочета­нии с двумя-тремя коронными приемами нападения и защиты;

— точность и эффективность выполнения указанных приемов;

— стабильность выполнения приемов при влиянии сбивающих факторов — значительном утомлении, психологическом напряже­нии, трудных внешних условиях и т.д.;

— умение управлять фазами технического приема в зависимости от конкретных вариантов противодействия соперника;

— надежность выполнения приемов, которая определяется высо­кой точностью на протяжении многодневного турнира, от матча к матчу без существенных отрицательных отклонений. Техника игроков экстра-класса отличается высоким уровнем стабильно выполнения.

И, тем не менее, далеко не все возможности технической игры использованы в спортивной практике сегодняшнего дня. Неисчерпаемые функциональные и координационные возможности организма тренированного спортсмена создают хорошую перспективу для выполнения новых изменений в технике нападения и защиты.

Закономерность ведения спортивной борьбы в соответствии с ее масштабами расчленяют на стратегию и тактику. Стратегия изу­чает теорию и практику спортивной борьбы в объеме всего сорев­нования и с главным соперником, а тактика изучает эти процессы в пределах одной встречи.

Стратегия тесно связана с тактикой. Она является ведущей, ибо определяет конечную цель спортивной борьбы, силы, средства и способы ее решения. Взаимообусловленность стратегии и тактики и ведущее положение стратегии объясняется тем, что тактический Успех, т. е. успех в отдельной встрече, подчинен достижению общей стратегической цели. И в то же время достижение одной стратеги­ческой цели находится в прямой зависимости от успешного реше­ния тактических задач.

Одна из главных задач стратегии — изучение условий и характе­ра предстоящих соревнований, выработка способов и форм подго­товки и ведения борьбы. Исходя из этого, стратегия должна определить силы и средства, необходимые для достижения цели, следовательно, и общее стратегическое направление подготовки к соревнованиям. Все эти вопросы стратегия изучает в соответствии с закономерностями развития процесса игры, опыт соревновательной борьбы, взглядами и возможностями основных соперников и возможностями команды.

Стратегия представляет собой систему знаний о закономерностях соревновательной борьбы. Знание этих закономерностей позволяет тренеру предвидеть характер и условия предстоящих соревнований и руководить командой.

На основе изучения закономерностей развития процесса игры, опыта подготовки участия в соревнованиях, потенциальных возможностей команды, новых средств и способов подготовки и ведения соревновательной борьбы, взглядов и возможностей основных соперников составляется стратегический план. Стратегия исследу­ет условия и характер предстоящих соревнований, способы и фор­мы подготовки к ним, средства борьбы, а также основы управле­ния командой в процессе соревнований. [10, 118]

Тактика — часть стратегии. Она подчинена ей и изучает законо­мерности развития игры, средства, способы и формы ведения спортивной борьбы и их рациональное применение против конк­ретного соперника.

В соответствии с основным содержанием игры тактика делится на тактику нападения и защиты.

Организация действий команды предполага­ет распределение функций между ее игроками. Функции игроков определяются с учетом цели игровой деятельности нападать и за­щищаться.

В баскетболе сформировалось следующее разделение игроков по функциям: защитники, крайние нападающие, центровые. В настоя­щее время все более отчетливо наблюдается дифференциация и внутри этих функций. Так, среди защитников выделяются атакующие защитники, активно участвующие в атаках кольца вплоть до борьбы за отскок у щита соперника, и задние защитники, участвующие преимущественно в розыгрыше мяча и страховке тыла команды: а среди центровых — первые (основные) центровые, действуют преимущественно на острие атаки вблизи щита соперника, и вторые центровые, свободно маневрирующие в районе линии штрафного броска и часто атакующие кольцо с ходу.

Однако в современном баскетболе игроки независимо от выполняемых ими функций должны владеть широким арсеналом средств и способов ведения игры, как в нападении, так и в защите. Таким образом, формирование квалифицированного баскетболиста проходит по двум связанным между собой направлениям совершенствование в универсальных приемах игры и совершенствование в приемах, специфических для выполнена функций.

По-видимому, распределение игроков по функциям никогда не потеряет своего смысла. Полная универсализация баскетболистов без распределения их по функциям нецелесообразна, так учитывает способностей к решению тех или иных соревновательных задач. Рациональное распределение игроков по функциям создает более благоприятные условия для полного раскрытия их возможностей, а, следовательно, и для более эффективного пользования каждого игрока в общих интересах команды. [15, 99]

Тактическая подготовка предполагает, прежде всего, из различных игровых комбинаций. Под комбинацией подразумевается заранее разученные и согласованные взаимодействия 2 или всех игроков команды в пределах конкретной системы направленные на создание одному из баскетболистов условий

на атаки кольца.

В ходе проведения заранее разученной комбинации предполагается ее логическое развитие и завершение в зависимости от сложившейся соревновательной обстановки. Комбинации могут применяться как в динамике матча, так и в статические моменты введе­ния или вбрасывания мяча в игру (при начальном и спорном брос­ке, при выбрасывании из-за боковой или лицевой линии или при штрафном броске). [40, 44]

studfiles.net

Методика обучения техники и тактики игры в баскетбол

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

(среднее специальное учебное заведение)

«КРАСНОЯРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ «БАСКЕТБОЛ»

Учебная дисциплина: «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Для студентов первого курса.

Автор:

Дианов П.В.,

г. Красноярск

2015 год

Методические рекомендации для подготовки к практическим занятиям по учебной дисциплине «Физическая культура» для студентов технических специальностей КГ БОУ СПО «Красноярский монтажный колледж».

Авторы – Руководитель по учебной дисциплине «Физическая культура» КГБОУ СПО «Красноярский монтажный колледж»

____________ П.В. Дианов,

Рецензент — преподаватель физической культуры КГБОУ СПО «Красноярский монтажный колледж» ____________

Рассмотрены и одобрены на заседании предметной (цикловой) комиссии Физической культуры КГБОУ СПО «Красноярский монтажный колледж».

Протокол № от 2015г

Председатель ПЦК __________________

«Утверждаю»

Заместитель директора по учебной работе _______________ О. И. Моор

____ 2015г.

Краткая аннотация:

В данных рекомендациях приведена методика обучения техники и тактики игры в баскетбол. Обучения подводящим упражнениям при приеме, передачи, ведении, броска мяча со средней и дальней дистанции, а также технико-тактических действий при игре в защите и нападении.

Методические рекомендации предназначены для прохождения практического курса дисциплины «Физическая культура» для студентов колледжа очной формы обучения всех специальностей.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4

1. Структура занятий по баскетболу…………………………………………….5

2. Методика обучения ведению мяча……………………………………………8

3. Методика обучения передаче и ловли мяча………………………………….11

4. Методика обучения чувству мяча………….…………………………………17

5. Методика обучения броску мяча……………………….…………………….19

6. Финты и работа ног…………………………………………………………….21

6. Список литературы………. ………………………………….………………..22

ВВЕДЕНИЕ

Баскетбол (англ. basket — корзина, ball — мяч) — спортивная командная игра с мячом. В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти игроков. Цель каждой команды — забросить руками мяч в кольцо с сеткой (корзину) соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в свою корзину.

Корзина находится на высоте 3,05 метра от пола. От каждой команды на площадке находится по 5 человек, всего в команде 12 человек, замены не ограничены. По своей распространённости эта игра один из самых массовых видов спорта, культивируемых в Российской Федерации. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий. В большинстве районов нашей страны, где занятия баскетболом – один из самых доступных и массовых видов физической культуры. В современное время для студентов ССУЗ игра в баскетбол стала средством организации досуга, поддержания здоровья и восстановления работоспособности студенческой молодежи.

Каждый, кто начинает заниматься баскетболом, ставит перед собой определенную цель: один хочет стать чемпионом, другой – просто сильнее и выносливее, третий стремится с помощью игры похудеть, четвертый — укрепить волю. И все это возможно нужно лишь регулярно, не делая себе поблажек и скидок, упорно тренироваться, данные методические рекомендации помогут студенту среднего профессионального образования расширить свой кругозор в плане спортивных игр, а также в развитии и усовершенствованию технических и тактических навыков при игре в баскетбол.

Методика обучения игры в баскетбол строится, в соответствии с педагогическими закономерностями подчинения деления занятия на части требованиям логики учебно-воспитательного процесса и с учетом естественного порядка изменения работоспособности при физической нагрузке у студентов средних профессиональных учебных заведений.

1. Структура занятий по баскетболу.

Подготовительная часть занятия (25 минут) используется прежде всего для организации учащихся, психологической настройки на активное, сознательное овладение учебным материалом, функциональной подготовки организма к предстоящей основной деятельности. Здесь же решаются и отдельные частные образовательно-воспитательные задачи: обучение строевым упражнениям и четкому выполнению команд, формирование правильной осанки, воспитание дисциплинированности, закрепление навыков отдельных несложных приемов техники баскетбола, развитие некоторых физических качеств.

Первые подготовительные упражнения должны быть легкими по нагрузке, не требующими предварительной подготовки и хорошо знакомыми учащимся: разнообразная ходьба, бег с изменением направления, а затем и скорости, в чередовании с остановками и поворотами по различным сигналам; далее подскоки, прыжки. Отдельные технические приемы: передвижение приставными шагами вправо-влево, вперед-назад; повороты на месте и в движении; ведение и передачи мяча и др.

Проработка мышц начинается с тех, на которые не будет падать наибольшая нагрузка. На уроке баскетбола – это мышцы туловища. По этой же причине дозировка упражнений, используемых для этой цели, должна быть увеличена. Далее следует выполнить упражнения на улучшение подвижности в голеностопных, коленных и плечевых суставах. Особое внимание необходимо обратить на подготовку к работе лучезапястного сустава и пальцев рук.

В подготовительной части занятия при проведении комплекса упражнений общеразвивающего и специального характера большее их число следует выполнять не на месте, а в движении. Надо чаще использовать упражнения в парах, с применением единоборств, преодолением пассивного и активного сопротивления партнеров; а также с предметами: баскетбольными мячами, скакалками и др. Целесообразно применять игровой, соревновательный методы и метод сопряженных воздействий, используя для этой цели медицинболы, манжеты и пояса с песком, другие отягощения и амортизаторы.

Количество повторений упражнений и их серий должно определяться с учетом места проведения занятий, температуры воздуха, содержания и характера предстоящей деятельности. В любом случае нагрузку следует наращивать постепенно и дифференцированно, не применяя в этой части занятия максимальных усилий и большой дозировки. В то же время, надо отметить, что на втором, третьем и четвертом курсах, ее интенсивность необходимо увеличить. Продолжительность подготовительной части урока баскетбола не должна превышать 6-10 минут.

В основной части занятия (55 минут) – надо обеспечить высокий уровень физической нагрузки на организм занимающего и в условиях их оптимальной работоспособности решить образовательно-воспитательные и оздоровительные задачи занятия. Здесь осваиваются разнообразные технические приемы игры в баскетбол, взаимодействия игроков и, воспитываются физические качества. Поэтому структура основной части занятия баскетбола бывает, как правило, сложной, состоящей из отдельных блоков, которые включают в себя несколько упражнений, направленных на решение конкретных задач.

При проведении основной части занятия баскетбола необходимо соблюдать правильную последовательность выполнения разных по характеру упражнений. При этом следует руководствоваться следующим:

— сложные по координации упражнения, новые движения надо выполнять и разучивать в первой половине основной части, а упражнения, предъявляющие повышенные требования к вегетативным функциям организма – во второй;

— если главная задача занятия – изучение технических приемов, то в конце основной части целесообразно выполнять упражнения на воспитание выносливости;

— когда основной задачей является воспитание координации движений, ловкости, быстроты, скоростно-силовых качеств, упражнения следует выполнять непосредственно после подготовительной части, когда учащиеся еще не утомлены;

— упражнения на воспитание быстроты должны предшествовать упражнениям на «силу» и на «выносливость»;

— если задача занятия – воспитание выносливости, то после подготовительной части применяются упражнения для воспитания анаэробных возможностей (скоростной выносливости), а во второй половине – аэробных (общей выносливости).

Дозировка отдельных упражнений определяется различными факторами: степенью сложности заданий, общим их количеством, условиями проведения и методами организации учащихся.

На занятиях запланирована игра в баскетбол, на ее проведение обычно отводится от 30 до 40 минут.

Заключительная часть занятия (10 минут) надо обязательно добиться постепенного снижения уровня физического и эмоционально-психологического возбуждения занимающего. Эта задача особенно актуальна для уроков баскетбола, т.к. здесь один из пиков этих возбуждений приходится на конец основной части занятия – двустороннюю игру. По этой причине продолжительность заключительной части отдельных уроков баскетбола может быть увеличена до 10 минут.

Чтобы добиться физиологически оправданного завершения занятия, применяют упражнения, не связанные с повышенными нагрузками: строевые, на расслабление, правильное дыхание, внимание, медленный бег. Целесообразно раскрыть содержание ближайших занятий, предполагаемых упражнений соревновательного и игрового характера. В заключительной части определить домашнее задание для самостоятельных занятий.

2. Методика обучения ведения мяча.

Первый комплекс упражнений – индивидуальные упражнения на месте:

  1. Располагаясь в параллельной стойке, вести мяч правой рукой впереди перед левой ногой, затем перед правой ногой, затем сбоку справа, справа сзади. То же левой рукой.

  2. В коленно-кистевом положении ведение мяча на месте с разной высотой отскока с чередованием: кисть – локоть – кисть – локоть и т.д.

  3. Стоя на одном колене, ведение мяча переводом с руки на руку под выставленной вперед ногой. Вариант выполнения: ведение мяча на месте с попеременной опорой то на одно, то на другое колено.

  4. Стоя на двух коленях, ведение мяча вокруг себя переводом мяча с руки на руку или одной рукой.

  5. Ведение мяча правой и левой рукой в положении сидя.

  6. Ведение мяча одной рукой в положении лежа на боку.

  7. Ведение мяча правой и левой рукой в положении лежа на спине.

  8. «Ванька-встанька». Сидя на полу, ведение мяча поочередно сидя-лежа.

  9. Стоя на правой ноге, левую ногу отвести назад. Вести мяч перед собой, попеременно переводя его с руки на руку. Медленно приседать и подниматься на опорной ноге. То же на левой ноге, а также со сменой рук.

  10. Стоя в параллельной стойке, вести мяч правой рукой справа. Сесть на пол, не прекращая ведения, выполняя ведение кончиками пальцев, затем только указательным пальцем и так всеми пальцами поочередно. Затем лечь на пол и все повторить. Не прерывая ведения – сесть, вытянув ноги вперед, обвести мяч вокруг вытянутых ног, переведя его на левую руку. Выполнить упражнение левой рукой в обратном направлении.

Второй комплекс упражнений – индивидуальные упражнения в движении:

  1. Ведение мяча по гимнастической скамейке, передвигаясь сбоку от нее.

  2. Ведение мяча с продвижением по гимнастической скамейке.

  3. Выполняя ведение, написать свое имя и фамилию.

  4. Ведение мяча по прямой с остановками через каждые 5-6 м: а) после остановки, стоя на одной ноге, переводы мяча с руки на руку под ногой или за спиной; б) после остановки – сесть – лечь – встать, не прекращая ведения.

  5. Ведение одного или двух мячей, передвигаясь: а) спиной вперед; б) приставными шагами; в) в защитной стойке; г) прыжками толчком двух ног; д) прыжками с поворотом на 900, 1800; е) прыжками в приседе; ж) в приседе «гусиным шагом»; з) прыжки ноги вместе – ноги врозь.

  6. Скоростное ведение мяча. По сигналу кувырок вперед и продолжение ведения мяча.

  7. Старты на 10 м из положения стоя лицом и спиной вперед. На расстоянии 3 м от линии старта кладется баскетбольный мяч. По сигналу игрок должен быстро среагировать, взять мяч, выполнить скоростное ведение с последующим броском мяча в корзину с двух шагов.

  8. Сидя или лежа на полу, ведение мяча на месте – по сигналу скоростное ведение до средней линии – обратно ведение в движении спиной вперед в исходную позицию.

  9. Ведение мяча на месте, выполняя прыжки на одной ноге (смена толчковой ноги через каждые три прыжка) – по сигналу скоростное ведение до средней линии – поднять свободной рукой набивной мяч, не прекращая ведения. Возвращаясь назад, ведение в движении приставными шагами правым и левым боком.

  10. Ведение двух мячей в движении с синхронной и асинхронной работой рук.

Третий комплекс упражнений – парные упражнения:

  1. Синхронное ведение мяча в парах. Игроки, взявшись за руки, выполняют ведение мяча свободными руками, по сигналу тренера меняют направление движения.

  2. Ведение мяча во время прыжков в парах. Два игрока берутся за руки, стоя плечом к плечу и, совершают синхронные прыжки, одновременно свободными руками ведя мяч.

  3. В парах у каждого игрока мяч. Один из игроков «хозяин», а другой – «собака». «Хозяин» ведет мяч, меняя направление и ритм движения, а «собака» должна повторить все маневры «хозяина». Варианты выполнения: а) зеркальное выполнение упражнения; б) противоположные действия «хозяину»: если он ведет мяч в положении стоя, то «собака» сидя; если быстрое ведение мяча, то у «собаки» — медленное и т.д.

  4. Ведение мяча в парах с поочередным пролезанием между ногами впереди стоящего партнера: после совершения маневра дриблер сам принимает широкую стойку как преграду для партнера и т.д. (все действия выполняются, не прекращая ведения мяча).

  5. Упражнение в парах. У каждого игрока по мячу. Игроки ведут мяч, а третий стараются передавать друг другу.

  6. Игра 1х1 с ведением мяча по всей площадке с последующей атакой корзины. У каждого игрока мяч. Варианты выполнения: а) каждый игрок ведет мяч; б) мяч в руках защитника, который старается мячом выбить мяч нападающего.

  7. Ведение мяча в парах во время прыжков через скакалку. Два игрока с мячами встают рядом и берут скакалку один в правую руку, другой в левую. Крутят ее и перепрыгивают синхронно, свободными от скакалки руками ведя мячи.

  8. В парах, во время ведения, игроки пытаются осалить бедро партнера. Варианты выполнения: а) мяч только у одного игрока; б) у каждого игрока мяч.

  9. Упражнение в парах с ведением. У каждого игрока мяч. Один из игроков убегает от догоняющего между хаотично разложенными обручами, который старается осалить его.

  10. Упражнение в парах с ведением. У каждого игрока мяч. Игроки располагаются в центральном круге баскетбольной площадки. Выполняя ведение, игроки стараются выбить друг у друга мяч.

Четвертый комплекс – игры и игровые задания:

  1. «Пятнашки с ведением». У каждого игрока мяч. Один из игроков водящий. Его задача, передвигаясь по площадке с ведением мяча, свободной рукой «запятнать» любого игрока, после этого они меняются ролями. Используется половина баскетбольной площадки. Игроки постоянно ведут мяч, не беря его в руки.

  2. «Ведение с выбиванием мяча». Шесть-семь игроков располагаются на ограниченном пространстве – в трехсекундной зоне. У каждого игрока мяч. По сигналу они начинают ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнеров. Если у игрока выбили мяч или он его потерял, то он берет мяч и вновь продолжает ведение. Игра длится определенное время, побеждает игрок, ни разу не потерявший мяч.

  3. «Челночный бег». Команды выстраиваются в колоннах за лицевой линией баскетбольной площадки. Через 10-14 м от них – место поворота, а затем через каждые 3-4 м – еще 3-4 точки поворота. По сигналу направляющие обеих команд бегут к первой отметке, поворачивают и возвращаются к линии старта, затем бегут до второй отметки и т.д., пока не пробегут все точки поворота. После этого в игру вступают очередные участники и повторяют то же. Победитель – команда, закончившая челночный бег первой.

  4. «Салки с преследованием». Двое водящих – они без мяча, у остальных игроков по мячу. Задача преследователей – отобрать у них мяч. Потерявший мяч меняется ролями с преследователями. Победитель – игрок ни разу не потерявший мяч.

  5. «Пятнашки в парах». У каждого игрока мяч, один из них водящий. Не прекращая ведения, свободной рукой необходимо запятнать мяч партнера. Варианты выполнения: а) спину партнера; б) выбить мяч у партнера.

  6. «Пятнашки в парах». У одного из игроков мяч. Необходимо, не беря мяч в две руки, запятнать ногу партнера, у которого нет мяча. Партнер может двигаться только спиной вперед, прыгать, делать финты. Варианты выполнения: а) запятнать партнера, который может убегать только спиной вперед; б) используя препятствия (гимнастическая скамейка).

3. Методика обучения ловли и передачи мяча.

Один из важнейших и наиболее технически сложных элементов баскетбола, самый главный элемент в игре разыгрывающего защитника. Умение правильно и точно передать мяч — основа четкого, целенаправленного взаимодействия баскетболистов в игре. Результативная передача (англ. assist) — пас на игрока, который поражает кольцо соперника, учитывается в финальном протоколе. Пасующий отвечает за точность, своевременность, быстроту передачи, ее неожиданность для соперников и за удобство обработки мяча. Уверенность при передаче мяча — очень важный фактор. Основные правила: «Не уверен — не отдавай» и «Виноват дающий». Игрок, передающий мяч, отвечает за то, чтобы мяч дошел до адресата, в 95% случаев перехватов и потерь виноват пасующий. Ключ к умению делать точные передачи — простота. Хороший пас — легкий и лишенный напряжения. Обычно это пас на 1,5—5,5 м (более дальние могут быть перехвачены) и точно рассчитанный. При выполнении передачи и приеме мяча необходимы полный обзор поля и осмысление игровой ситуации. Игрок должен обладать хорошим периферическим зрением и тактическим мышлением.

Передача от груди — наиболее распространенный и эффективный способ быстро передать мяч партнеру, пока между партнерами по команде нет соперника. Держа мяч близко к груди толкают мяч вперед, выпрямляя запястья таким образом, чтобы кисти развернулись. После броска большие пальцы должны оказаться внизу, а тыльные стороны ладони быть повернутыми друг к другу. Нужно, чтобы мяч летел в грудь принимающему. В большинстве случаев следует пускать мяч по прямой — это наиболее быстрый способ передачи мяча принимающему.

Передача с отскоком

Передача, при которой мяч ударяют об пол перед тем как он достигает партнера. Не многие защитники достаточно быстры, чтобы перехватить мяч, ударяющийся об пол, вот почему так полезна передача с отскоком. Если нападающий оказался в трудной ситуации или не хочет сделать передачу совсем рядом с защитником, когда принимающий находится в выгодной позиции для броска, передача с отскоком может оказаться лучшим вариантом. Она заставляет защитника принять неестественную позу, сгибая корпус, чтобы достать мяч, проносящийся рядом с ним.

Передача над головой

При такой передаче принимающий должен получить мяч на уровне подбородка или выше. Если это передача сверху вниз, то опускающийся до пояса, принимающего мяч сковывает движения рук принимающего, которому трудно решить, как принять мяч — держа большие пальцы вверх или вниз.

Передача из-за спины

Передача при которой передающий берет мяч в руку (обычно которой бросает) и обводит его вокруг корпуса за спиной. Затем совершает передачу игроку, при этом пока мяч переносится назад, пасующий успевает заблокировать принимающего…

Существуют также «скрытые» передачи, которые используются в условиях активной защиты соперников и позволяют замаскировать истинное направление передачи. Основные движения, связанные с выпуском мяча в нужном направлении, частично скрыты от глаз опекающего противника и являются для него до некоторой степени неожиданными. Чаще всего применяют такие разновидности «скрытых» передач, как передачи под рукой, передачи за спиной, передачи из-за плеча, иногда передачи из-под ноги. Для «скрытых» передач характерны сравнительно короткий замах, требующий минимума времени, и мощное завершающее движение кисти и пальцев. В зависимости от той или иной игровой ситуации, расстояния, на которое нужно послать мяч, расположения или направления движения партнера, характера и способов противодействия соперников нужно решить какой именно способ передачи мяча использовать.

Групповые упражнения для обучения передач мяча

  1. Прыжки через партнера с передачами в стену. Первый игрок в прыжке через партнера выполняет передачу в стену вправо от себя второму партнеру и затем прыжком возвращается в исходное положение. Второй игрок при встречном прыжке ловит мяч, выполняет обратную передачу и тоже прыжком возвращается на исходную позицию.

  2. Передача мяча в тройках – построение в линию.

  3. Передача мяча в тройках – построение треугольником.

  4. Два партнера поочередно передают св

infourok.ru

Техника и тактика игры в баскетбол — ADISTEME.KZ

По игровым амплуа в современном баскетболе различают следующие позиции — атакующий защитник, разыгрывающий защитник, легкий и тяжелый форварды, а также центрофорвард. Одним из основных игроков на площадке является разыгрывающий защитник, или как его называют “плеймейкер”. Название этого слова происходит от английского слова “playmaker”, что в переводе значит — тот, кто делает игру или дирижер. Разыгрывающий игрок больше всех владеет мячом во время игры, он ведет игру всей команды. Он должен прекрасно видеть игровую площадку, обладать филигранным дриблингом и должен уметь выдать хороший пас. Обычно атакующие защитники начинают атаку своей команды, но также принимают участие в игре и нередко завершают атаку дальними бросками. Форварды свои атаки обычно проводят с краев площадки, а центровые – с близкого расстояния. В команде центрфорварды обычно самые рослые игроки в командах и их основное назначение – борьба под чужим и своим щитом.

Центровые игроки в настоящее время превратились в особую касту. Советская школа центровых игроков, в свое время, была одной из сильнейших. Она воспитала таких выдающихся игроков, как Александр Белов, Владимир Ткаченко, Арвидас Сабонис, Янис Круминьш, Отар Коркия и др.

Особенно в настоящее время ценятся игроки-универсалы, которые когда это необходимо, могут в совершенстве играть и на других позициях. Большое значение приобретает понятие, как ”командный игрок“. Легендарный центровой игрок Билл Рассел прославился своей приверженностью к командной игре, что позволило ему 11 раз победить в чемпионате НБА вместе со своим клубом ”Бостон селтикс“. Его постоянный соперник из команды ”Филадельфия уорриорз“, который по классу игры не уступал Расселу, но отдавал предпочтение персональной игре, но не игре на команду, и в результате только один раз смог стать чемпионом НБА.

Стандартной схемой расстановки считается схема 2-1-2. Но на протяжении игры тренер в любой момент может изменить привычную тактическую расстановку. К примеру, может выставить на игровую площадку одновременно двух-трех центровых. Ведь в конечном результате успех команды определяется правильно выбранной тактикой, а не только индивидуальным мастерством полевых игроков. Так классическим примером может служить финальная игра олимпийского турнира 1972 года. Главный тренер сборной СССР, Владимир Кондрашин понимая, что его игроки уступают баскетболистам сборной США, построил игру от обороны, навязал сопернику непривычную ему игру, что в конечном принесло победу сборной СССР.

В игре баскетбол различают два типа защиты – зонная и персональная. При зонной защите каждый игрок команды может опекать любого соперника, который находится в отведенном ему участке площадки. В случае персональной защиты каждый баскетболист опекает только ”своего” игрока. Большой эффект приносит так называемый прессинг – один из видов активной обороны, при котором соперника опекают не только вблизи своего щита, но и на дальних подступах к нему, часто по всей игровой площадке. Основной целью прессинга является не дать сопернику спокойно проводить розыгрыш мяча и организовать атаку.

Особое место во время игры занимает борьба под щитом. Одна из баскетбольных заповедей гласит – ”Кто выигрывает щит – выигрывает матч “, и следовательно, одним из основных показателей игры баскетболиста является показатель по числу подборов и блок-шотов.

Индивидуальное мастерство большинства профессиональных игроков состоит из множества компонентов. Дриблинг даже без визуального контроля мяча позволяет игроку моментально оценивать изменение игровой ситуации на площадке. Различные финты, которые дают возможность ввести в заблуждение соперника – обманные движения мячом, ногами, руками, поворотом головы и тела, взглядом и др. Игра в пас. По-особому ценится так называемый скрытый пас, когда осуществляется передача мяча, не глядя на игрока, которому он адресуется. Еще один хитрый прием из богатого арсенала мастеров баскетбола – пас из-за спины. Игрок держит мяч за спиной, а потом в один момент перебрасывает его через голову партнеру. Броски в баскетболе выполняются в движении и с места. Таких бросков существует множество – бросок “крюком”, когда рука игрока стоящего боком к корзине противника, движется по дуге, бросок в прыжке, бросок в корзину сверху и др. Также в баскетболе очень важно, наряду с техникой владения мячом, правильно уметь играть без мяча.

Техника игры в баскетбол формировалась на протяжении десятилетий. К примеру, в конце 19 века игроки выполняли пас друг другу только от груди и только двумя руками. Бросок тоже выполняли от груди двумя руками или “из-под себя”. Бросок мяча одной рукой впервые начали применять только в 30-х годах, и произвел подлинный переворот в игре.

До введения ограничений на атаку (по времени), баскетбол был довольно медленной игрой. Чему служат и “микроскопические” результаты сыгранных матчей, очень часто результаты игры не выходили за пределы 15-20 очков с каждой стороны. Для начала и середины прошлого века баскетболу был характерен неторопливый розыгрыш мяча, а успех команды в основном определялся индивидуальным мастерством ведущих игроков. Обычно это были самые рослые игроки. На протяжении длительного времени баскетбол как игра считался исключительно спортом высокорослых игроков. Среди бывших и нынешних звезд баскетбола их было немало. Так в Советском Союзе баскетболисты некоторых команд имели невероятный рост – выступавший за куйбышевский ”Строитель“ Александр Симоненко – 239 см, а игрок алма-атинского ”Буревестника“ Увайс Ахтаев – 238 см. Но с течением времени большое влияние на игру начали оказывать игроки небольшого роста, которых баскетболисты шутливо называют “малышами”. Они отличаются большой подвижностью, выносливостью и обладают прекрасной реакцией. Знаменитый баскетболист Боб Коузи недостаток баскетбольного роста компенсировал филигранной игровой техникой. За его пас и мастерский дриблинг ему дали прозвище ”Гудини баскетбольной площадки” и ”Юрким волшебником“. Майкл Джордан, которого считают самым лучшим баскетболистом всех времен, как для баскетбола был совсем не очень высокого роста, его рост составлял 198 см. Тем не менее, он сражался на равных с более высокими противниками, и за свои фантастические “полеты” над игровой площадкой получил прозвище “Их Воздушество”.

Раньше, когда еще не было принято ”правило 3-х секунд“, игра очень часто строилась по простой тактической схеме – самый высокий игрок команды, которая атакует, располагался непосредственно возле кольца соперника и, когда он получал передачу от своих напарников и почти во всех случаях без проблем отправлял мяч в корзину. Со временем, когда было введено ”правило 3-х секунд“ заставило в корне изменить отношение баскетболистов к игре. Баскетболисты стали искать новые варианты развития атаки, и появилась возможность активно использовать дальние и средние броски. А когда со временем было введено 24-х секундное ограничение на атаку, а также запрет на возврат мяча в свою зону защиты то значительно вырос темп игры, игра в пас приобрела очень большое значение, а техника и снайперские способности игроков стали цениться не меньше чем их рост.

При игре в баскетбол как тактический прием используется даже нарушение правил игры. Вот к примеру, в конце игры, команда которая проигрывает, начинает умышленно нарушать правила игры – но благодаря последующим подборам и умелым контратакам она имеет возможность изменить счет в свою пользу. Команда, ведущая в счете, в конце игры зачастую отказывается от штрафных бросков, а вместо них вводит мяч из-за боковой линии – такая замена разрешена правилами игры. Такой прием дает возможность команде выиграть необходимое время и удержать

adisteme.kz

Техника и тактика игры в баскетбол

Слайд 1

Техника и тактика игры в баскетбол Выполнила: Салынская Валерия Группа БД2-2 Преподаватель: Чистякова Н.В.

Слайд 2

Тактика игры Под тактикой баскетбола следует понимать организацию индивидуальных и коллективных действий игроков, направленных на достижение победы над противником. В зависимости от положений игры и беспрерывно изменяющейся обстановки команда должна применять наиболее целесообразную тактику. Чем разнообразнее тактика команды, тем больше у. нее шансов на успешные выступления. Для ведения борьбы игроки применяют тактические комбинации и индивидуальные тактические действия.

Слайд 3

Тактика игры В процессе игры в баскетбол происходит беспрерывное чередование между игрой в защите и игрой в нападении. С момента овладения мячом одним из игроков команды вся пятерка переходит в нападение и стремления игроков направлены к тому, чтобы прорвать оборону противника и добиться результата. С момента потери мяча команда целиком переходит к обороне и каждый игрок стремится возможно скорее овладеть мячом, не дав забросить его в свою корзину. Таким образом успех команды зависит от качества игры и в нападении и в защите. Поскольку вся игра складывается из действий каждого из пяти участников команды, описание тактики начинается с индивидуальных действий игрока в защите и в нападении. Под индивидуальными тактическими действиями игрока понимаются его преднамеренные действия, выражающиеся в выборе места на площадке, в непосредственной борьбе с противниками (в пределах правил игры) и в обманных действиях.

Слайд 4

Индивидуальные действия в защите Эффективность игры в защите зависит, главным образом, от умения правильно располагаться на площадке по отношению к противнику, которого приходится держать. Игрок всегда должен находиться между своим щитом и противником. Как только это условие будет нарушено, противник получит доступ к щиту и возможность броска в корзину. Перед защищающимся игроком стоят три задачи. Во-первых, не допустить мяч к тому игроку, которого он держит. Это очень сложная задача, которую можно разрешить при том условии, если игрок хорошо знает приемы своего противника, умеет точно определять скорость полета мяча, успевает следить за другими противниками, обладает быстротой и т. д. Для того, чтобы иметь возможность не допустить мяча к противнику, надо быть ближе к нему. Однако физически очень трудно на протяжении всей игры неотступно следовать за своим противником, поэтому при держании игрока нужно исходить из следующего положения: пока противник находится в своей тыловой зоне, он не опасен, даже в том случае, если овладеет мячом, поэтому рекомендуется находиться от него не ближе чем на 5—6 шагов.

Слайд 5

Индивидуальные действия в защите В момент пересечения игроком средней линии расстояние уменьшается до 3—4 шагов, когда же противник после получения мяча может сделать бросок в корзину, следует быть от него не дальше чем на 1—2 шага. Может быть и другое расстояние между игроками, что главным образом зависит от быстроты передвижения каждого из них. Чем большее преимущество в быстроте имеет держащий игрок, тем ближе к противнику он может находиться . Задача защитника — не допустить противника с мячом к щиту. Данные положения встречаются в игре очень часто, и если игроки не умеют занимать правильную защитную позицию, то противник всегда будет иметь преимущество. Защитник всегда должен находиться на согнутых ногах. Одна рука, как правило, выставляется в сторону-вниз, чтобы помешать ведению, а другая направляется вперед или вперед-вверх, чтобы страховать возможность броска в корзину.

Слайд 6

Индивидуальные действия в нападении Как только команда овладевает мячом, каждый игрок должен стремиться выбрать на площадке свободное место и расположиться так, чтобы иметь возможность принять передачу. Для этого совсем не нужно много бегать: это только утомляет и не дает нужных результатов. Преждевременный выход на свободное место бесполезен, так как игрок тут же будет закрыт. Отрываться от противника нужно резко в момент, предшествующий передаче мяча.

Слайд 7

Индивидуальные действия в нападении В основном практикуются два способа выхода на свободное место: выход в сторону, когда передача следует не точно на игрока, а перед ним, или, как принято говорить, на «свободное место », и встречный выход, при котором игрок выбегает навстречу мячу. Второй способ наиболее надежен в силу того, что сокращается расстояние между игроками, благодаря чему можно точнее рассчитать передачу. Игрок никогда не должен ждать мяча, стоя неподвижно. Необходимо двигаться или в сторону от партнера, владеющего мячом, или, что еще лучше, ему навстречу.

Слайд 8

Индивидуальные действия в нападении Основным средством индивидуального нападения является ведение. Однако увлечение ведением снижает темп игры, поэтому рекомендуется использовать ведение лишь в следующих случаях: когда игрок имеет возможность свободно пройти к щиту, когда все партнеры закрыты и некому передать мяч и для того, чтобы оттянуть на себя противника от партнера, которому предполагается сделать передачу. Злоупотребление ведением приводит к частым потерям мяча.

Слайд 9

Тактические свойства передач Передача мяча является основным средством группового нападения. Умело проведенные передачи между несколькими игроками позволяют в кратчайший срок перевести мяч от своего щита к противоположному и сделать бросок. Сколько бы видов передач ни применялось в игре, все они будут различны по своему назначению, быстроте полета мяча, направлению и траектории. Это различие вытекает из условий момента игры и технических возможностей игроков.

Слайд 10

Тактические свойства передач По своему направлению в отношении расположения площадки передачи могут быть продольные, поперечные и косые или диагональные. Каждая из них имеет свое назначение, и применяются они в следующих случаях: продольные — для быстрого перевода мяча на большое расстояние — при этом мяч должен посылаться сильно и с низкой траекторией. Косые передачи применяются с той же целью и, кроме того, при вбрасывании мяча из-за боковых линий. В указанных направлениях мяч может передаваться на различное расстояние от 2—3 до 15—17 м. Сила передачи и траектория зависят от обстановки и расстояния. Если на пути полета мяча находятся противники, то мяч должен описывать большую дугу; если же мяч не может быть перехвачен, следует передавать его сильно, параллельно земле. При расстоянии 2—3 м можно использовать навесную передачу через руки противника, низкую передачу под его руками или передачу с отскоком мяча от площадки.

Слайд 11

Тактические свойства передач Основное назначение поперечных передач — это перевод мяча с одного фланга на другой, а также в тех случаях, когда надо задержать мяч, чтобы дать возможность партнерам выйти на свободное место и подготовиться к началу атаки. Следует учесть, что поперечные передачи не дают территориального преимущества и легко перехватываются, поэтому их широкое применение нецелесообразно, особенно в передовой зоне. За последнее время большое распространение получили скрытые передачи. Этот вид передач применялся и раньше, но значительно в меньшей степени. Кроме того, в настоящее время уже выявились определенные, наиболее эффективные, приемы передач, которые применяются сильнейшими мастерами.

Слайд 12

Тактические комбинации Под тактической комбинацией понимается преднамеренное (с тем или иным замыслом) взаимодействие двух и более игроков одной команды, выражающееся в перемещениях игроков и передачах мяча между ними. Комбинации могут быть разучены заранее, тогда определяются точно роль каждого игрока и последовательность, а также направление передач и перебежек. Чаще же комбинации возникают в процессе игры, и тогда их успех зависит, главным образом, от находчивости игроков. Каждая комбинация должна быть направлена к решению определенной частной задачи, неразрывно связанной с общей системой игры. Чем разнообразней будут комбинации, тем больших успехов добьется команда. Каждой команде рекомендуется разучить несколько основных комбинаций, но поскольку их проведение зависит от действий противника, необходимо иметь различные варианты окончания комбинаций. Разучивание слишком большого количества комбинаций нецелесообразно: это загружает игроков и до известной степени ограничивает их инициативу.

Слайд 13

Передача в парах. Эта комбинация является простейшей и применяется начинающими игроками. Два игрока, расположенные в 4—6 шагах один от другого, продвигаются вдоль площадки, передавая мяч друг другу. Если продвижение происходит быстро и мяч передается без задержки, то удается в короткий срок приблизиться к щиту противника и атаковать корзину. Наибольшее применение находит данная комбинация в передовой зоне, когда против двух нападающих оказывается один противник.

Слайд 14

Передача в тройках. В комбинации участвуют три игрока, находящиеся на одной линии в 3—5 шагах друг от друга. Продвигаясь вдоль площадки, они передают между собой мяч. Средний игрок может передавать в любую сторону, а крайние — среднему или друг другу. Учитывая, что поперечные передачи легко перехватываются, данная комбинация имеет ограниченное применение.

Слайд 15

Передача треугольником. Данная комбинация является усовершенствованной разновидностью предыдущей, и по существу большинство игровых положений сводится к передаче в треугольнике. Положение треугольника должно создаваться игроками, свободными от мяча. Как только мяч оказывается у партнера, ближайшие к нему игроки должны выбегать вперед с разных от него сторон. Таким образом, если сделать три передачи между игроками, то получится замкнутый треугольник, отсюда и название комбинации. Естественно, что передача без продвижения не приносит успеха, поэтому после передачи мяча одному из партнеров, находящемуся в более выгодном положении, освободившийся игрок должен выбирать такое место, чтобы в сочетании с третьим партнером снова создать условия для дальнейшего продвижения вперед. При проведении этой комбинации следует исходить из двух положений: чтобы игрок с мячом, образующий вершину треугольника, находился ближе к своему щиту, чем два других партнера, которые своими выходами обязаны угрожать корзине противника. Во-вторых, чтобы игрок, получивший мяч, в первую очередь использовал третьего партнера и только при невозможности этого возвращал мяч снова тому же, от кого получил. Комбинация «треугольник» требует быстрой передачи мяча и смены мест между игроками.

nsportal.ru

Тактика игры в баскетбол: стратегия и техника

Баскетбол – это очень популярная сегодня командная игра с мячом. Миллионы людей по всему миру знают ее и любят. Баскетбол привлекает своими скоростями, динамикой и зрелищностью. Если объективно, то лучшая сборная по игре в баскетбол – это США, там же (в США) находится сильнейшая лига – НБА, в которой собраны лучшие игроки.

Тактика игры в баскетбол очень важна, особенно если мы говорим не совсем о начальной уровне. Игра командная, в ней ничего не решает исход действия одного игрока, выигрывают матчи команды с правильно подобранной тактикой. Командную тактику игры в баскетбол можно поделить на:

Оба варианта имеют место. Конечно же, атакующий баскетбол более бесшабашный, зрелищный и скоростной, но иногда именно оборонительная прагматичная тактика помогает одержать важнейшие победы.


Атакующая тактика

Вся игра сводится к постановке особой тактики в нападении в баскетболе. Игроки атакуют всей командой, очень динамично играют в пас, выводят на броски своих коллег, агрессивно идут на подбор мяча, по возможности прессингуют после потери мяча, а не отходят в защиту всей командой. Для такой тактики игры требуется очень хорошая физическая подготовка, потому что активно атаковать и прессинговать соперника на протяжении всей игры очень непросто.

В любительском варианте такая техника и тактика игры в баскетбол не слишком распространяется. Из-за не совсем высокого уровня подготовки игроков команды все сводится на размен бросками между соперниками. Если команда, которая выбрала для себя атакующую тактику, не слишком подготовлена в физическом плане, то уже после 5-10 минут в высоком темпе она начнет проваливаться в защите.

Баскетбол: тактика игры в защите

Защищаться в баскетболе нужно правильно. Верно выставленная защитная тактика введет соперника в ступор, лишит его креатива в атаке, порой это бывает фатально для команд, которые много, красиво и разнообразно атакуют. Конечно же, защита не так зрелищна в баскетболе, как атака, но матчи выигрывает результат, а не красота.

Среди любителей оборонительные тактики не сильно распространены, потому как все хотят забивать мячи, а черновой работой занимаются лишь единицы. Но если мы говорим о любительском баскетболе высокого уровня или же о профессиональной игре, то тут зачастую такие тактики имеют место.

Порой команды перестаиваются от одного варианта тактики игры к другому прямо по ходу матча, в зависимости от развития событий на площадке. Иногда полезно сэкономить силы в защите, ведя крупно, чтобы в концовке дожать соперника и лишить его всякой возможности на отыгрыш. Вариантов может быть много для выбора обороны в ущерб атаки и наоборот.

Обучение тактике игры в баскетбол

Вся техника игры ставится на тренировках. Тактика отрабатывается там же. Это могут быть просто упражнения с элементами атаки или обороны, а может быть двухсторонняя тренировочная игра по разным схемам с отработкой движений. В любом случае тактические действия нужно ставить тренеру, который имеет достаточный опыт, желательно это делать сформировавшимся командам еще в раннем возрасте. Детям важно понят азы и освоить их. В старшем возрасте можно будет все скорректировать, но ставить тактику нужно в детстве.

Техника игры

Техника и тактика игры в баскетбол – это два очень плотно связанных понятия. Техничные игроки быстро переключаются от оборонительных действий в атакующие и наоборот, меняя темп и активно портя игру соперникам. А вот в случае с хромающей техникой очень сложно вообще играть хорошо, а уж тем более как-то мешать это делать сопернику, который всегда может обыграть один в один или даже один в два.

Именно по этой причине также с самого детства важно заложить технику игры в баскетбол. Это делается изнурительными тренировками. Другого варианта нет. Конечно же, есть от природы одаренные игроки, но если мастерство не оттачивать на тренировках, то очень скоро те баскетболисты, которые от природы имели не такие хорошие данные, не только выровняются, но и уйдут далеко вперед. Талант – это то, что нужно охранять и оттачивать постоянно.

Примеры тактики

Рассмотрим некоторые разнообразные варианты атакующих тактик игры в баскетбол. Если команда выбрала для себя приоритетом атакующие действия, то вариантов тут тоже может быть несколько. К примеру:

  • быстрый пас;
  • быстрый прорыв;
  • проходы под кольцо.

Вариантов атаки еще много, они могут комбинироваться, видоизменяться, но рассмотрим эти основные.

Быстрый пас – это мгновенная передача мяча из-за своей лицевой линии партнеру по команде, который точно так же быстро пошел в атаку и открылся на половине соперника. Иногда в прорыв могут уходить несколько партнеров, которые смогут растянуть между собой защитников соперника, если кто-то из них успел среагировать и попытался вернуться в оборону.

Быстрый прорыв – это вариант, когда быстрая атака начинается не с длинного паса, а с короткого и продолжается техничным дриблингом и выходом на корзину соперника. Очень часто тактика быстрого паса и прорыва могут разнообразно комбинироваться между собой.

Проходы под кольцо организуются при плановой атаке, с расставленными игроками по позициям. Далее, с помощью распасовки создается такая ситуация для одного из игроков, когда он получает свободное пространство для выполнения прохода. Иногда партнеры по команде помогают игроку, совершающему проход, с помощью постановки заслона для защитников соперника.

Итог

Настоящий уровень – это в первую очередь тактика игры в баскетбол, а не забеги одного из игроков по всей площадке в попытке обыграть всех соперников и из любой позиции атаковать корзину оппонента. Хотя очень часто на любительском уровне наблюдается именно такая грустная ситуация.

Относительно средняя по классу команда всегда обыграет более мастеровитых соперников, если будет действовать согласно выбранной тактике. Все это при условии, что соперники, класс которых выше, будут хаотично тянуть игру на себя, не имея общей идеи и взгляда на ситуацию. Примеров таких действий масса. Баскетбол – динамичная и живая игра, которая обязательно понравится любителям спорта.

autogear.ru

Техника и тактика баскетбола

По игровым амплуа в современом баскетболе различают следующие позиции — атакующий защитник, разыгрывающий защитник, легкий и тяжелый форварды, а также центрофорвард. Одним из основных игроков на площадке является разыгрывающий защитник, или как его называют «плеймейкер”. Название этого слова происходит от английского слова «playmaker”, что в переводе значит — тот, кто делает игру или дирижер. Разыгрывающий игрок больше всех владеет мячом во время игры, он ведет игру всей команды. Он должен прекрасно видеть игровую площадку, обладать филигранным дриблингом и должен уметь выдать хороший пас. Обычно атакующие защитники начинают атаку своей команды, но также принимают участие в игре и нередко завершают атаку дальними бросками. Форварды свои атаки обычно проводят с краев площадки, а центровые – с близкого расстояния. В команде центрфорварды обычно самые рослые игроки в командах и их основное назначение – борьба под чужим и своим щитом. 

Центровые игроки в настоящее время превратились в особую касту. Советская школа центровых игроков, в свое время, была одной из сильнейших. Она воспитала таких выдающихся игроков, как Александр Белов, Владимир Ткаченко, Арвидас Сабонис, Янис Круминьш, Отар Коркия и др. 

Особенно в настоящее время ценятся игроки-универсалы, которые когда это необходимо, могут в совершенстве играть и на других позициях. Большое значение приобретает понятие, как ”командный игрок». Легендарный центровой игрок Билл Рассел прославился своей приверженностью к командной игре, что позволило ему 11 раз победить в чемпионате НБА вместе со своим клубом ”Бостон селтикс». Его постоянный соперник из команды ”Филадельфия уорриорз», который по классу игры не уступал Расселу, но отдавал предпочтение персональной игре, но не игре на команду, и в результате только один раз смог стать чемпионом НБА. 

Стандартной схемой расстановки считается схема 2-1-2. Но на протяжении игры тренер в любой момент может изменить привычную тактическую расстановку. К примеру, может выставить на игровую площадку одновременно двух-трех центровых. Ведь в конечном результате успех команды определяется правильно выбранной тактикой, а не только индивидуальным мастерством полевых игроков. Так классическим примером может служить финальная игра олимпийского турнира 1972 года. Главный тренер сборной СССР, Владимир Кондрашин понимая, что его игроки уступают баскетболистам сборной США, построил игру от обороны, навязал сопернику непривычную ему игру, что в конечном принесло победу сборной СССР.

В игре баскетбол различают два типа защиты – зонная и персональная. При зонной защите каждый игрок команды может опекать любого соперника, который находится в отведенном ему участке площадки. В случае персональной защиты каждый баскетболист опекает только ”своего” игрока. Большой эффект приносит так называемый прессинг – один из видов активной обороны, при котором соперника опекают не только вблизи своего щита, но и на дальних подступах к нему, часто по всей игровой площадке. Основной целью прессинга является не дать сопернику спокойно проводить розыгрыш мяча и организовать атаку. 

Особое место во время игры занимает борьба под щитом. Одна из баскетбольных заповедей гласит – ”Кто выигрывает щит – выигрывает матч «, и следовательно, одним из основных показателей игры баскетболиста является показатель по числу подборов и блок-шотов. 

Индивидуальное мастерство большинства профессиональных игроков состоит из множества компонентов. Дриблинг даже без визуального контроля мяча позволяет игроку моментально оценивать изменение игровой ситуации на площадке. Различные финты, которые дают возможность ввести в заблуждение соперника – обманные движения мячом, ногами, руками, поворотом головы и тела, взглядом и др. Игра в пас. По-особому ценится так называемый скрытый пас, когда осуществляется передача мяча, не глядя на игрока, которому он адресуется. Еще один хитрый прием из богатого арсенала мастеров баскетбола – пас из-за спины. Игрок держит мяч за спиной, а потом в один момент перебрасывает его через голову партнеру. Броски в баскетболе выполняются в движении и с места. Таких бросков существует множество – бросок «крюком”, когда рука игрока стоящего боком к корзине противника, движется по дуге, бросок в прыжке, бросок в корзину сверху и др. Также в баскетболе очень важно, наряду с техникой владения мячом, правильно уметь играть без мяча. 

Техника игры в баскетбол формировалась на протяжении десятилетий. К примеру, в конце 19 века игроки выполняли пас друг другу только от груди и только двумя руками. Бросок тоже выполняли от груди двумя руками или «из-под себя”. Бросок мяча одной рукой впервые начали применять только в 30-х годах, и произвел подлинный переворот в игре. 

До введения ограничений на атаку (по времени), баскетбол был довольно медленной игрой. Чему служат и «микроскопические” результаты сыгранных матчей, очень часто результаты игры не выходили за пределы 15-20 очков с каждой стороны. Для начала и середины прошлого века баскетболу был характерен неторопливый розыгрыш мяча, а успех команды в основном определялся индивидуальным мастерством ведущих игроков. Обычно это были самые рослые игроки. На протяжении длительного времени баскетбол как игра считался исключительно спортом высокорослых игроков. Среди бывших и нынешних звезд баскетбола их было немало. Так в Советском Союзе баскетболисты некоторых команд имели невероятный рост – выступавший за куйбышевский ”Строитель» Александр Симоненко – 239 см, а игрок алма-атинского ”Буревестника» Увайс Ахтаев – 238 см. Но с течением времени большое влияние на игру начали оказывать игроки небольшого роста, которых баскетболисты шутливо называют «малышами”. Они отличаются большой подвижностью, выносливостью и обладают прекрасной реакцией. Знаменитый баскетболист Боб Коузи недостаток баскетбольного роста компенсировал филигранной игровой техникой. За его пас и мастерский дриблинг ему дали прозвище ”Гудини баскетбольной площадки” и ”Юрким волшебником». Майкл Джордан, которого считают самым лучшим баскетболистом всех времен, как для баскетбола был совсем не очень высокого роста, его рост составлял 198 см. Тем не менее, он сражался на равных с более высокими противниками, и за свои фантастические «полеты” над игровой площадкой получил прозвище «Их Воздушество”. 

Раньше, когда еще не было принято ”правило 3-х секунд», игра очень часто строилась по простой тактической схеме – самый высокий игрок команды, которая атакует, располагался непосредственно возле кольца соперника и, когда он получал передачу от своих напарников и почти во всех случаях без проблем отправлял мяч в корзину. Со временем, когда было введено ”правило 3-х секунд» заставило в корне изменить отношение баскетболистов к игре. Баскетболисты стали искать новые варианты развития атаки, и появилась возможность активно использовать дальние и средние броски. А когда со временем было введено 24-х секундное ограничение на атаку, а также запрет на возврат мяча в свою зону защиты то значительно вырос темп игры, игра в пас приобрела очень большое значение, а техника и снайперские способности игроков стали цениться не меньше чем их рост. 

При игре в баскетбол как тактический прием используется даже нарушение правил игры. Вот к примеру, в конце игры, команда которая проигрывает, начинает умышленно нарушать правила игры – но благодаря последующим подборам и умелым контратакам она имеет возможность изменить счет в свою пользу. Команда, ведущая в счете, в конце игры зачастую отказывается от штрафных бросков, а вместо них вводит мяч из-за боковой линии – такая замена разрешена правилами игры. Такой прием дает возможность команде выиграть необходимое время и удержать победный счет. 

rostov161.net

Тактика игры в баскетбол: стратегия и техника

Спорт и Фитнес 27 апреля 2018

Баскетбол – это очень популярная сегодня командная игра с мячом. Миллионы людей по всему миру знают ее и любят. Баскетбол привлекает своими скоростями, динамикой и зрелищностью. Если объективно, то лучшая сборная по игре в баскетбол – это США, там же (в США) находится сильнейшая лига – НБА, в которой собраны лучшие игроки.

Тактика

Тактика игры в баскетбол очень важна, особенно если мы говорим не совсем о начальной уровне. Игра командная, в ней ничего не решает исход действия одного игрока, выигрывают матчи команды с правильно подобранной тактикой. Командную тактику игры в баскетбол можно поделить на:

  • атакующую;
  • оборонительную.

Оба варианта имеют место. Конечно же, атакующий баскетбол более бесшабашный, зрелищный и скоростной, но иногда именно оборонительная прагматичная тактика помогает одержать важнейшие победы.

Атакующая тактика

Вся игра сводится к постановке особой тактики в нападении в баскетболе. Игроки атакуют всей командой, очень динамично играют в пас, выводят на броски своих коллег, агрессивно идут на подбор мяча, по возможности прессингуют после потери мяча, а не отходят в защиту всей командой. Для такой тактики игры требуется очень хорошая физическая подготовка, потому что активно атаковать и прессинговать соперника на протяжении всей игры очень непросто.

В любительском варианте такая техника и тактика игры в баскетбол не слишком распространяется. Из-за не совсем высокого уровня подготовки игроков команды все сводится на размен бросками между соперниками. Если команда, которая выбрала для себя атакующую тактику, не слишком подготовлена в физическом плане, то уже после 5-10 минут в высоком темпе она начнет проваливаться в защите.

Баскетбол: тактика игры в защите

Защищаться в баскетболе нужно правильно. Верно выставленная защитная тактика введет соперника в ступор, лишит его креатива в атаке, порой это бывает фатально для команд, которые много, красиво и разнообразно атакуют. Конечно же, защита не так зрелищна в баскетболе, как атака, но матчи выигрывает результат, а не красота.

Среди любителей оборонительные тактики не сильно распространены, потому как все хотят забивать мячи, а черновой работой занимаются лишь единицы. Но если мы говорим о любительском баскетболе высокого уровня или же о профессиональной игре, то тут зачастую такие тактики имеют место.

Порой команды перестаиваются от одного варианта тактики игры к другому прямо по ходу матча, в зависимости от развития событий на площадке. Иногда полезно сэкономить силы в защите, ведя крупно, чтобы в концовке дожать соперника и лишить его всякой возможности на отыгрыш. Вариантов может быть много для выбора обороны в ущерб атаки и наоборот.

Обучение тактике игры в баскетбол

Вся техника игры ставится на тренировках. Тактика отрабатывается там же. Это могут быть просто упражнения с элементами атаки или обороны, а может быть двухсторонняя тренировочная игра по разным схемам с отработкой движений. В любом случае тактические действия нужно ставить тренеру, который имеет достаточный опыт, желательно это делать сформировавшимся командам еще в раннем возрасте. Детям важно понят азы и освоить их. В старшем возрасте можно будет все скорректировать, но ставить тактику нужно в детстве.

Техника игры

Техника и тактика игры в баскетбол – это два очень плотно связанных понятия. Техничные игроки быстро переключаются от оборонительных действий в атакующие и наоборот, меняя темп и активно портя игру соперникам. А вот в случае с хромающей техникой очень сложно вообще играть хорошо, а уж тем более как-то мешать это делать сопернику, который всегда может обыграть один в один или даже один в два.

Именно по этой причине также с самого детства важно заложить технику игры в баскетбол. Это делается изнурительными тренировками. Другого варианта нет. Конечно же, есть от природы одаренные игроки, но если мастерство не оттачивать на тренировках, то очень скоро те баскетболисты, которые от природы имели не такие хорошие данные, не только выровняются, но и уйдут далеко вперед. Талант – это то, что нужно охранять и оттачивать постоянно.

Примеры тактики

Рассмотрим некоторые разнообразные варианты атакующих тактик игры в баскетбол. Если команда выбрала для себя приоритетом атакующие действия, то вариантов тут тоже может быть несколько. К примеру:

  • быстрый пас;
  • быстрый прорыв;
  • проходы под кольцо.

Вариантов атаки еще много, они могут комбинироваться, видоизменяться, но рассмотрим эти основные.

Быстрый пас – это мгновенная передача мяча из-за своей лицевой линии партнеру по команде, который точно так же быстро пошел в атаку и открылся на половине соперника. Иногда в прорыв могут уходить несколько партнеров, которые смогут растянуть между собой защитников соперника, если кто-то из них успел среагировать и попытался вернуться в оборону.

Быстрый прорыв – это вариант, когда быстрая атака начинается не с длинного паса, а с короткого и продолжается техничным дриблингом и выходом на корзину соперника. Очень часто тактика быстрого паса и прорыва могут разнообразно комбинироваться между собой.

Проходы под кольцо организуются при плановой атаке, с расставленными игроками по позициям. Далее, с помощью распасовки создается такая ситуация для одного из игроков, когда он получает свободное пространство для выполнения прохода. Иногда партнеры по команде помогают игроку, совершающему проход, с помощью постановки заслона для защитников соперника.

Итог

Настоящий уровень – это в первую очередь тактика игры в баскетбол, а не забеги одного из игроков по всей площадке в попытке обыграть всех соперников и из любой позиции атаковать корзину оппонента. Хотя очень часто на любительском уровне наблюдается именно такая грустная ситуация.

Относительно средняя по классу команда всегда обыграет более мастеровитых соперников, если будет действовать согласно выбранной тактике. Все это при условии, что соперники, класс которых выше, будут хаотично тянуть игру на себя, не имея общей идеи и взгляда на ситуацию. Примеров таких действий масса. Баскетбол – динамичная и живая игра, которая обязательно понравится любителям спорта.

Источник: fb.ru

monateka.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *