Техника безопасности на уроке баскетбола – Техника безопасности на уроках баскетбола.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ПРИМЕРЕ БЛОКА «БАСКЕТБОЛ»

Воронин В. В.,

Сахалинский государственный университет, г. Южно-Сахалинск, Россия

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА ПРИМЕРЕ БЛОКА «БАСКЕТБОЛ»

На сегодняшний день безопасности в образовательных учреждениях уделяют серьезное внимание организации работы по охране труда, предупреждению травматизма детей и ра­ботников. Но все, же безопасность трудовых и учебных процессов в общеобразовательных учреждениях до сих пор, к сожалению, оставляет желать лучшего. Несчастный случай влечет за собой огромные потери рабочего времени для оказания первой помощи и последующего медицинского лечения. Отвлекается от своей основной работы большое количество различ­ных специалистов для расследования несчастного случая. Расходуются средства на оплату труда всем специалистам, вовлеченным в этот процесс, на лечение и реабилитацию постра­давшего. На занятиях физической культуры студенты входят в группу риска, которая под­вержена травматизму, т. к. занятие по физической культуре отличается от других высокой двигательной активностью занимающихся, с использованием различного спортивного обо­рудования, инвентаря. В работах Бальсевича, Ашмарина, Матвеева отмечена важность дан­ного аспекта [1,2,3].

Баскетбол — контактная, спортивная игра. По вероятности получения спортивной травмы, входит в десятку опасных видов спорта. Уступает только восточным единоборствам, боксу, горным лыжам, мотогонкам. Больше всего травм приходится на ступни и колени, также страдают пальцы рук и челюсти

Наши исследования посвящены проблеме техники безопасности на занятиях по баскетбо­лу как основополагающий фактор формирования интереса к занятиям физической культурой у студентов.

Мы хотим подчеркнуть важность профилактических мероприятий и соблюдение техники безопасности на занятиях по физической культуре как фактора формирования интереса к за­нятиям.

Проведение профилактических мероприятий и соблюдение техники безопасности способ­ствуют не только уменьшению травматизма студентов, но и вызывают у них интерес к заня­тиям.

Баскетбол — это подвижный, контактный вид спорта, где важно быстро реагировать, быст­ро двигаться: прыгать, наклоняться, совершать броски и т.д. Современный энергичный бас­кетбол не имеет ничего общего с первоначальной версией игры. Теперь в баскетболе свои правила и свои специфические травмы, без которых не обходится ни один вид спорта. Самые частые виды травм — растяжение, разрывы, переломы сухожилий и связок, ушибы. Чаще все­го травмы случаются на лодыжках и коленях. Каждый баскетболист хотя бы раз в своей ка­рьере пережил растяжение связок голеностопного сустава, травмы коленного сустава.

Мы предлагаем преподавателям, организующих занятия следующие меры безопасности при проведении занятия по баскетболу:

Перед началом занятий: надеть спортивную форму и обувь с нескользкой подошвой (обувь должна соответствовать размеру ноги, свободно облегать стопу; шнурки завязаны и спрятаны внутрь), тщательно проверить отсутствие посторонних предметов на площадке и вблизи, обязательное выполнение разминки перед основными упражнениями, для того что­бы подготовить организм к дальнейшей физической нагрузке (особое внимание надо обра­тить на подготовку пальцев рук, кистей, коленных и голеностопных суставов, мышц спины, плеча и бедра), внимательно прослушать инструктаж по технике безопасности при игре в баскетбол, коротко остричь ногти, снять все украшения (кольца, перстни, цепочки, браслеты, серьги, часы и т.д.), очки должны закрепляться резинкой и иметь роговую оправу.

Во время занятий: во время занятий вблизи площадки не должно быть посторонних лиц, при выполнении прыжков, столкновениях и падениях игрок должен уметь применять прие­мы само страховки, соблюдать игровую дисциплину, особенно во время обучающих трени­ровок, не вести игру влажными руками, при температуре воздуха +10 градусов одевать спор­тивный костюм, пользоваться защитными приспособлениями (защитные повязки плеча, предплечья, бедра или голеностопа, изготовленные из материала, не создающего опасности для других; наколенники, если они надлежащим образом закрыты; защитное приспособление для поврежденного носа, даже если оно изготовлено из твердого материала; головные повяз­ки, шириной максимум 5 см, изготовленные из мягкой ткани и др.). Запрещается без разре­шения преподавателя брать инвентарь и выполнять физические упражнения, без наблюдения преподавателя находиться в спортивном зале и выполнять броски в кольцо; категорически запрещается виснуть на дужке кольца, залезать на баскетбольный щит; запрещается во время занятий выполнять броски мяча в игрока, не видящего мяч, создавать групповые заслоны «коробочки» против соперников, толкать игрока в спину, ставить подножки; необходимо осваивать технику выполнения элементов игры согласно учебной программе; необходимо строго соблюдать правила игры в баскетбол, дисциплину, останавливать товарища, который ее нарушает, уважительно относиться к команде соперника.

По окончании занятий: убрать спортивный инвентарь в места для его хранения, снять спортивную форму и спортивную обувь, принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом, о всех недостатках, отмеченных во время занятия игры, сообщить преподавателю.

Мы выделяем в анализе проблемы особую роль профилактики травматизма. На занятиях по баскетболу стоит отметить роль специальной разминки. Её основными составляющими являются разогрев и растягивание:

— Разогрев.

Он должен длиться не менее 5-10 минут и предшествовать всем упражнениям и трениро­вочным заданиям. Эта часть занятия должна состоять из движений, имитирующих настоя­щие упражнения, которые вы будете выполнять в последствии. Разогрев необходимо прово­дить с небольшим сопротивлением или совсем без него. Однотипные движения вызывают приток крови к мышцам и соединительным тканям и готовят суставы и связки к более ин­тенсивной работе и непосредственно к растягиванию.

— Растягивание.

Растягивающие упражнения всегда следуют за разогревом и являются обязательными. Первая цель любого растягивания увеличить амплитуду движения различных частей вашего тела. Хорошая амплитуда движения является ключевым компонентом хорошего состояния и здоровья. Растягивание, так же помогает игроку подготовиться к тренировкам и играм, не только физически, но и психологически (позволяет сконцентрироваться). Тщательно выпол­няя растягивания, вы снизите мышечное напряжение, предотвратите различные повреждения и уменьшите риск получения травм, связанных с чрезмерным использованием (неправильная техника движений, анатомические особенности опорно-двигательного аппарата, неправиль­но подобранная обувь или плохое тренировочное покрытие).

Растягивание помогает уменьшить общую мышечную боль, а также спазм и болевые ощущения в поясничном отделе спины, свойственные спортсменам. Растягивание осуществ­ляется медленным пассивным вытяжением мышц и сухожилий. В противном случае, возни­кает риск повреждения мышечной фасции и получения мышечного растяжения, особенно в период напряженной подготовки, когда мышцы теряют эластичность и становятся жесткими. Существует четыре метода растягивания:

Статическое растягивание. Выполняется методом удержания определенных позиций на заданный отрезок времени, в максимально возможной амплитуде движения. При выполне­нии статического растягивания, движения выполняются медленно, до ощущения натяжения в мышцах. Вы можете ощущать дискомфорт, но не в коем случае боль. Правила статического растягивания: удерживайте каждую позицию минимум 15-20 секунд; повторяйте каждое движение дважды; выполняйте растяжку минимум 5-7 раз в неделю.

Динамическое растягивание. Выполняется с наиболее полной амплитудой движения и бо­лее активно, чем статическое растяжение. Выполняйте динамическое растягивание после статического. Это поможет лучше подготовиться к тренировке и игре. Динамическое растя­гивание помогает активизировать нейромышечную систему. Оно является промежуточным этапом, между статическим растягиванием и тренировкой.

Пассивное растягивание. Чрезвычайно эффективно для достижения максимальной ампли­туды движения. Для выполнения пассивного растяжение необходима помощь партнера по команде или тренера по физической подготовке. Помощник, выполняя растягивание должен быть осторожен, чтобы не травмировать растягиваемую область. Доводы за использование пассивного растягивания: позволяет добиться увеличения амплитуды движения за более ко­роткое время, потому что помощь партнера помогает изолировать растягиваемую группу мышц и позволяет вам полностью расслабиться; позволяет спортсменам, помогая, друг дру­гу, понять механизм растягивания и научиться, правильно определять диапазон амплитуды движения. Кто бы ни помогал вам, он должен соблюдать правильную технику выполнения.

Проприоцептивная нейромышечная помощь (ПНП). Данный вид растягивания представ­лен здесь скорее, как пример, а не как руководство к действию. ПНП является более сложной формой пассивного растягивания и требует большой осторожности при выполнении.

Мы считаем, что для проведения занятия по баскетболу наиболее эффективной и менее длительной мерой будет динамическое растягивание.

Таким образом, профилактика травматизма на занятиях и техника безопасности должны являться приоритетным направлением для любого преподавателя физической культуры. При несоблюдении должной техники безопасности есть высокий риск получения травмы у зани­мающихся. Поэтому, безусловно, важно уделять этому аспекту большое внимание.

Соблюдение правил поведения в спортивном зале, поддержание хорошей дисциплины на занятии, содержание инвентаря в нормальном состоянии, качественная разминка помогает значительно уменьшить вероятность получения травм.

Список литературы

1. Бальсевич, В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспита­ния детей и молодежи // В. К. Бальсевич / Физическая культура: воспитание, образование,

тренировка, 1996 , № 1. — С. 37-40

2. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания пед. ин-тов / Б. А. Ашмарин, М. Я. Виленский, К. Х. Грантынь и др.; под ред. Б.А. Ашмарина. — М. : Просвещение, 1 979. — 360 с.

3. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. — М. : ФиС,

1991. — 542 с.


Безопасность жизнедеятельности: вызовы и угрозы современности, наука, Б40      образование,   практика   :   материалы   V   Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (27-28 ноября 2014 г., Южно-Сахалинск) : сборник научных статей / сост.: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров. — Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2015. — 376 с. ISBN 978-5-88811-509-1

�следования несчастного случая. 

 

xn—-7sbabejafihwhgv5cgicco7bcx.xn--p1ai

Техника безопасности на уроках спортивных игр

Актуальность темы.На сегодняшний день безопасности в образовательных учреждениях уделяютсерьезное внимание организации работы по охране труда, предупреждениютравматизма детей и работников. Но все, же безопасность трудовых и учебныхпроцессов в общеобразовательных учреждениях до сих пор, к сожалению, оставляетжелать лучшего.

Несчастные случаи с учащимися ивоспитанниками, произошедшие во время учебно-воспитательного процесса, были иостаются трагедией, они приносят горе родителям, педагогическим работникам.Несчастный случай влечет за собой огромные потери рабочего времени для оказанияпервой помощи и последующего медицинского лечения. Отвлекается от своейосновной работы большое количество различных специалистов для расследованиянесчастного случая. Расходуются средства на оплату труда всем специалистам,вовлеченным в этот процесс, на лечение и реабилитацию пострадавшего.

Положение дел с обеспечениембезопасности учебно – воспитательного процесса в образовательных учрежденияхявляется катастрофическим. Школьный травматизм составляет 12-15 % от общеготравматизма детей. Травмы, полученные на переменах, составляют до 80%, науроках физкультуры – до 20%.

Органы здравоохранения, народногообразования и других ведомств обеспокоены тем, что травматизм наносит большойущерб здоровью детей. По данным экспертов ВОЗ, от различных травм и несчастныхслучаев на воде, в бассейнах, водоемах, травм в быту, уличных, дорожно — транспортных, школьных, в том числе, к большому огорчению, на урокахфизкультуры, и при занятиях спортом детей погибает значительно больше, чем отдетских инфекционных заболеваний.

На занятиях физической культурышкольники входят в группу риска, которая подвержена травматизму, т.к. урокфизической культуры отличается от других высокой двигательной активностьюзанимающихся, с использованием различного спортивного оборудования, инвентаря.

Хотя спортивные повреждения и занимают непервое место в общей структуре травматизма, однако но тяжести и по удельномувесу переломов костей они стоят на втором месте после дорожно-транспортныхтравм. Поэтому детский травматизм (тем более при занятиях физкультурой испортом) требует самого пристального внимания, изучения и внедренияпрофилактических мероприятий на всех этапах физического воспитания.

Профилактика детского травматизма — однаиз важнейших задач современного общества, которая должна быть достигнута, впервую очередь, соблюдением техники безопасности на занятиях физкультуры.

Степень разработанности проблемы.В разработку данной темы серьёзный вклад внесли такие ученые, как: В. К.Велитченко, который написал книгу «Физкультура без травм» в ней описаны главныепричины детского травматизма и рекомендации по технике безопасности ипрофилактики. Огромное значение предавал Башкиров В. Ф. «Профилактика травм успортсменов», который составил много комплексов и причин по профилактике

infourok.ru

Инструкция по технике безопасности для учащихся на занятиях по баскетболу

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ

по баскетболу

Общие требования безопасности

1. К занятиям по баскетболу допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.

2. Опасность возникновения травм:

— при падении на твердом покрытии;

-при ударе мячом;

— при столкновениях;

— при наличии посторонних предметов на площадке и вблизи;

3. У тренера-учителя должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.

4. Занимающиеся должны быть в спортивной форме, предусмотренной правилами игры.

5. Занятия должны проходить на сухой площадке или сухом полу.

Требования безопасности перед началом занятий

1. Надеть спортивную форму и обувь с нескользкой подошвой.

2. Тщательно проверить отсутствие посторонних предметов на площадке и вблизи.

3. Провести физическую разминку всех групп мышц

4. Внимательно прослушать инструктаж по ТБ при игре в баскетбол.

5. Коротко остричь ногти, снять все украшения (кольца, перстни, цепочки, браслеты,серьги, часы и т.д.)

6. Очки должны закрепляться резинкой и иметь роговую оправу.

Требования безопасности во время занятий

1. Во время занятий вблизи площадки не должно быть посторонних лиц.

2. При выполнении прыжков, столкновениях и падениях игрок должен уметь

применять приёмы само страховки.

4. Соблюдать игровую дисциплину, особенно во время обучающих тренировок.

5. Не вести игру влажными руками.

6. При температуре воздуха +10 град. надеть спортивный костюм.

7. Пользоваться защитными приспособлениями (наколенниками, налокотниками и др.)

Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю – тренеру.

2. При получении травмы немедленно сообщить о случившемся тренеру.

3. Все занимающиеся должны знать о профилактике спортивных травм и уметь оказывать первую доврачебную помощь.

Требования безопасности по окончании занятий

1. Убрать спортивный инвентарь в места для его хранения.

2. Снять спортивную форму и спортивную обувь.

3. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

4. О всех недостатках, отмеченных во время занятия-игры, сообщить учителю-тренеру.

do.znate.ru

Правило техники безопасности по баскетболу

Техника безопасности на уроках баскетбола Учитель должен следить за тем, чтобы учащиеся: Не выполняли ведение мяча с опущенной головойНе сталкивались, видели соперников и партнеровНе толкались в спину и не отбирали мяч со спиныНе выставляли пальцы вперед навстречу передачеНе передавали мяч в спину партнераНе стояли под корзиной во время тренировки и выполнения бросковНе ставили подножекНе выставляли локтиНе делали блокировокНе толкались руками. Учащиеся должны помнить, что: Запрещается без разрешения учителя брать инвентарь и выполнять физические упражнения Запрещается без наблюдения учителя находиться в спортивном зале и выполнять броски в кольцоКатегорически запрещается висеть на дужке кольца, залезать на баскетбольный щитВо время ведения мяча не бить по мячу кулаком или ладоньюНе смотреть на мяч, а видеть игровое поле, партнеров, соперниковУметь выбирать оптимальную скоростьИзбегать столкновенийПредугадывать перемещения соперника. При передачах мяча: Не выставлять пальцы вперед, навстречу передачеНе передавать мяч резко с близкого расстоянияПередавать мяч точно, с оптимальной скоростьюНе передавать мяч, если его не видит партнерНе передавать мяч через рукиНе передавать мяч в ноги, живот, колени. Не тянуться к мячу, если он не долетает, а выполнить перемещение. Во время игры: Не толкать в спину и локтямиНе отнимать мяч вдвоемНе блокироватьНе ставить бедроНе ставить подножекНе выбивать мяч сверху во время ведения его соперникомНе бить по рукамНе вырывать мяч сзади, через бедро, одной рукойНе ставить подножекНе цеплять соперника за руки. Необходимо строго соблюдать правила игры в баскетбол, дисциплину, останавливать товарища, который ее нарушает, уважительно относиться к команде соперника

не играй ногами

ох, даже не задумывался об этом хоть и играю. Но думаю, что правила безопасности очевидны_осторожность конечно жёсткая, но осторожность!

Не выполняли ведение мяча с опущенной головой Не сталкивались, видели соперников и партнеров Не толкались в спину и не отбирали мяч со спины Не выставляли пальцы вперед навстречу передаче Не передавали мяч в спину партнера Не стояли под корзиной во время тренировки и выполнения бросков Не ставили подножек Не выставляли локти Не делали блокировок Не толкались руками. Учащиеся должны помнить, что: Запрещается без разрешения учителя брать инвентарь и выполнять физические упражнения Запрещается без наблюдения учителя находиться в спортивном зале и выполнять броски в кольцо Категорически запрещается висеть на дужке кольца, залезать на баскетбольный щит Во время ведения мяча не бить по мячу кулаком или ладонью Не смотреть на мяч, а видеть игровое поле, партнеров, соперников Уметь выбирать оптимальную скорость Избегать столкновений Предугадывать перемещения соперника. При передачах мяча: Не выставлять пальцы вперед, навстречу передаче Не передавать мяч резко с близкого расстояния Передавать мяч точно, с оптимальной скоростью Не передавать мяч, если его не видит партнер Не передавать мяч через руки Не передавать мяч в ноги, живот, колени. Не тянуться к мячу, если он не долетает, а выполнить перемещение. Во время игры: Не толкать в спину и локтями Не отнимать мяч вдвоем Не блокировать Не ставить бедро Не ставить подножек Не выбивать мяч сверху во время ведения его соперником Не бить по рукам Не вырывать мяч сзади, через бедро, одной рукой Не ставить подножек Не цеплять соперника за руки. Необходимо строго соблюдать правила игры в баскетбол, дисциплину, останавливать товарища, который ее нарушает, уважительно относиться к команде соперника.

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *