Тактика игры в баскетбол – что это такое, тактические действия в нападении, техника защиты, игровые комбинации и их схемы

Версия для печати — Баскетбол

Баскетбол – игра с явно выраженной наступательной тактикой. В баскетболе легче успешнее атаковать, чем защищаться. Для этой игры характерен быстрый переход от атак к защите, и наоборот.

Другая характерная особенность состоит в том, что как в атаке, так и в защите участвуют все 5 игроков. Каждый из игроков должен хорошо выполнять функции нападающего и защитника.

Своеобразное исключение в нападении составляет центровой. Обычно это самый высокий игрок в команде, обладающий отличной тактикой и техникой. Он все время находится в центре нападения вблизи корзины, в области штрафного броска.

Во всех благоприятных ситуациях центровому передают мяч для броска в корзину или он передает мяч другому спортсмену, который находится в более выгодной позиции. Индивидуальная и групповая тактика защиты и нападения является важной предпосылкой коллективной тактики действий всей команды.

Нападение.

Основная задача состоит в том, чтобы с мячом или без мяча приблизиться к корзине ближе, чем соперник, или занять такие позиции на площадке, с которых можно было бы легко поддержать коллективные действия всей команды. Рекомендуется применение финтов. Мяч должен передаваться быстро, сильно, точно и уверенно.

При ловле мяча спортсмен бежит ему навстречу. В связи с тем, что дриблинг замедляет ход игры, его следует применять как можно реже и лишь в тех случаях, когда с его помощью можно продвинуться ближе к корзине или если он является составной частью определенной тактической комбинации. Существует много видов броска мяча в корзину, который часто сопровождается обманными движениями.

Защита.

Защитники должны выбирать такую позицию, при которой они имеют максимальную возможность предотвратить проход соперника к корзине. Поэтому защитники постоянно находятся между соперником и корзиной, ибо даже небольшие просчеты в действиях защитников дают сопернику существенные тактические преимущества.

Кроме того, защитник должен находиться на таком расстоянии от соперника, чтобы тот, во-первых, не мог его обойти и, во-вторых, чтобы защитник мог помешать сопернику произвести дальний бросок. Чем дальше нападающий соперника находится от корзины, тем дальше от него находится и защитник.

В связи с тем, что по правилам нельзя отнимать мяч у соперника во время атаки, многие попытки защитников перехватить мяч при передаче приводят к серьезным тактическим ошибкам. Лишь после броска по корзине можно перехватить мяч у соперника, поэтому спортсмены после неудавшегося броска соперника должны максимально использовать технику борьбы за мяч.

Групповая тактика.

Групповая тактика представляет из себя различные комбинации атаки и защиты. Она включает определенное согласованное действие между 2-3 игроками команды. Для атаки типичны передача мяча, выход на свободное место, пересечение, заслоны, а для защиты подстраховка или переключение.

Тактика команды.

Коллективная тактика атаки имеет две основные формы: стремительную атаку и позиционную атаку. Обе формы атаки, в особенности позиционная атака, могут быть разыграны различными способами.

Стремительная атака.

Стремительная атака применяется в большинстве случаев как контратака после того, как команда овладела мячом. Прежде чем соперник упорядочит свою защиту (1-3 человека), игроки нападающей команды быстро бегут вперед, чтобы создать перевес в силе, и завершают эту комбинацию после нескольких передач (5-6) с помощью остальных игроков успешным броском мяча в корзину.

Позиционная атака.

Если соперник успел правильно построить защиту и стремительная атака не увенчалась успехом, то тогда применяется позиционная атака. В этом случае команда пытается с помощью подач, пересечения с мячом или без него, с помощью заслонов создать коридор в обороне соперника для того, чтобы успешно завершить атаку.

Заслоны сковывают на какое-то время защиту соперника, если нападающий оказывается между корзиной и защитником соперника и тот не имеет возможности помешать игроку продвинуться к корзине. Часто повторяется подготовительная фаза атаки, ибо защитники соперника мешают команде использовать благоприятные моменты для броска.

Тактика коллективной зашиты.

Различаются личная защита и зонная защита.

Личная защита.

Каждый игрок «опекает» определенного игрока из команды соперника. Этот вид защиты может осуществляться по всей площадке или только в области штрафного броска (комплексная опека). При комплексной опеке защитник обороняющейся команды покидает область штрафного броска, чтобы помешать сопернику произвести дальний бросок.

Зонная зашита.

Зонная зашита имеет общие черты с комплексной опекой. Все игроки команды коллективно обороняют область штрафного броска для того, чтобы предотвратить ближние броски.

Каждому игроку отведен определенный участок на площадке. Расстановка следующая: по одному игроку справа и слева от области штрафного броска на уровне штрафной линии. В связи с тем, что пассивная зонная оборона имеет много отрицательных моментов, как тактических, так и методических, она крайне редко применяется в чистом виде.

world-sport.org

Система игры | Тактика игры

Под системой понимается та или иная определенная организация действий игроков команды для ведения игры. Если игра будет проходить бессистемно, даже при высокой технике отдельных игроков, команда не добьется высоких результатов. Поэтому каждая команда должна выбрать для себя определенную систему игры в защите и в нападении как основу и, кроме того, достаточно грамотно применять другие системы игры. Система не является чем-то незыблемым, наоборот, она должна быть гибкой и видоизменяться в зависимости от условий игры и действий команды противника. При выборе основной системы игры следует исходить из своих технических и тактических возможностей, а также из физических особенностей игроков. Выбор системы игры для встречи с командой, кроме того, определяется особенностями игроков и всей игрой этой команды в целом.

Так, например, команде, игроки которой малоподвижны и обладают высоким ростом, не подойдет система стремительного нападения. Точно так же, как и для быстрых и подвижных игроков низкого роста не подойдет система постепенного нападения или зонная система защиты. Они не смогут препятствовать противникам высокого роста бросать издали, а также успешно бороться за мяч под щитом.

Вполне естественно, что невозможно сразу выбрать определенную систему, не испытав различных вариантов.

Независимо от принятой системы игры в нападении, после того, как команда овладевает мячом, свои действия она начинает с контратаки или с атаки. Это два совершенно различных игровых положения, которые должны быть точно поняты.

Контратака. Когда команда внезапно овладевает мячом в процессе игры и начинает нападать, такое положение называется контратакой, т. е. в ответ на нападение противника немедленно следует контрнападение.

Контратака применяется в следующих случаях:
1)       когда мяч отобран у команды противника на лету;
2)       когда мяч вырван или выбит из рук противника;
3)       после овладения мячом при его отражении от своего щита.

Контратака представляет большое преимущество потому, что игроки противника находятся в невыгодных условиях. Они расположены далеко от своей стойки и в большинстве случаев спиной к ней. Следовательно, для перехода к защите им необходимо предварительно повернуться кругом, а затем уже двигаться или отступать спиной вперед.

Игроки команды, овладевшей мячом, находятся в лучшем положении, так как обычно они расположены лицом к щиту противника, поэтому с момента получения мяча сразу же устремляются вперед, получая за счет быстроты передвижения территориальное преимущество. Таким образом, основное преимущество контратаки заключается в возможности получения численного преимущества в передовой зоне. Учитывая эту особенность, команды должны стремиться к применению в каждом возможном случае контратаки как наиболее активной формы нападения.

Эффективность контратаки заключается в быстроте проведения. Быстрота контратаки определяется первоначальным рывком и скоростью передвижения каждого игрока, а главным образом своевременностью первой и последующих передач. Стоит только игроку, овладевшему мячом, ударить его о площадку, сделать лишний поворот или просто задержать мяч на лишнюю долю секунды, как противники сумеют оттянуться и, заняв исходные положения для защиты, предотвратить контратаку.

При удачном начале контратаки не следует всем игрокам одновременно бросаться к щиту противника. Хотя каждому игроку предоставляется полная инициатива действий, необходимо перемещаться с учетом движения своих партнеров. Следует обязательно соблюдать некоторое эшелонирование, что упорядочит контратаку и обеспечит страховку на случай потери мяча и контратаки противника.

Если контратаку не удалось закончить броском в корзину, то следует переходить к атаке, которая должна проводиться сообразно принятой командой тактике.

Атакой называется такое игровое положение, когда команда начинает нападение на противников, успевших организовать свою защиту. Обычно атака начинается при вбрасывании мяча из-за боковой или лицевой линии своей тыловой зоны, а также после неудавшейся контратаки.

Основные положения. Во всех случаях при атаке и контратаке необходимо придерживаться следующих основных положений: 1) ни один игрок не должен быть без движения. Всякий сделавший передачу обязан переменить свое место с тем, чтобы быть готовым к приему мяча, или должен поставить заслон; 2) необходимо, чтобы передачи следовали одна за другой без задержки, однако быстрота передач не должна отражаться на их точности и целесообразности; 3) следует избегать нескольких повторных передач между двумя игроками; 4) передавая мяч в движении, следует стараться не подпрыгивать. На прыжок тратится время, передача с прыжком менее точна, а главное, что этот прыжок обнаруживает начало передачи;

5)       игрока, прорывающегося с мячом к щиту, следует обязательно сопровождать с такой же скоростью сзади или с фланга для того, чтобы принять от него передачу, если он не сможет сделать бросок;
6)       при отскоке мяча от щита игроки ни в коем случае не должны ожидать его снижения стоя на месте. Необходимо подпрыгивать, стремясь овладеть мячом в высшей точке.

www.offsport.ru

Тактика игры в баскетбол | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Презентацию подготовила Васькина Анна 10 класс Презентация по физкультуре Тема: Тактика игры в баскетбол

Слайд 9

Виды фолов Наказание Персональный — вследствие персонального контакта если команда не набрала 5 командных фолов или фол совершен игроком, команда которого владела мячом, то пострадавшая команда производит вбрасывание; в противном случае пострадавший игрок выполняет 2 штрафных; Если фол совершен на игроке, находящемся в стадии броска, то: если бросок был удачным, он засчитывается, и пострадавший игрок выполняет 1 штрафной; если бросок был неудачным, то пострадавший игрок выполняет такое количество штрафных бросков, сколько очков заработала бы команда будь бросок удачным. Технический — не вызванный контактом с соперником. Это может быть неуважение к судьям, сопернику, задержка игры, нарушения процедурного характера Любой игрок команды, не нарушившей правила, пробивает 2 штрафных броска. После выполнения бросков сбрасывание производится аналогично неспортивному фолу Неспортивный — совершенный вследствие контакта, при котором игрок не пытался сыграть мячом в рамках правил Если фол совершен на игроке, находящемся в стадии броска, то поступают так же, как и в случае персонального фола. Если фол совершен на игроке, не находящемся в стадии броска, то пострадавший игрок выполняет 2 броска. После выполнения штрафных бросков мяч вбрасывает пострадавшая команда из-за пределов площадки на продолжении центральной линии. Исключение составляют фолы, совершенные до начала первого периода. В этом случае после штрафных бросков проводится розыгрыш спорного броска (как и в случае нормального начала игры). Если игрок в течение одного матча совершает 2 неспортивных фола, он должен быть дисквалифицирован. Дисквалифицирующий — это фол, вследствие вопиющего неспортивного поведения. Дисквалифицирующий фол может получить игрок, запасной, тренер или официальное лицо команды Количество штрафных и вбрасывание после них назначаются аналогично неспортивному фолу

Слайд 10

Комбинация «треугольник»: При таком взаимодействии игрок с мячом, образующий защиту треугольника, находится дальше от щита, чем остальные два партнера. Продвинувшийся по краю игрок, получив мяч, снова отдает его партнеру в центр, откуда мяч немедленно направляется на другой фланг, чтобы завершить атаку. Данное взаимодействие требует быстрых передач.

Слайд 11

Комбинация «малая восьмерка» Три игрока, используют взаимные последовательные пересечения с ведением мяча. После передачи игрок делает короткий рывок к щиту и возвращается с противоположной стороны для очередного приема передачи. Путь передвижения игроков напоминает цифру восемь, поэтому они могут повторять свои действия несколько раз пока не будет создана благоприятная обстановка для атаки корзины.

Слайд 12

Позиционное нападение Нападающие стараются переиграть организованную защиту противника. При этом игровую площадку следует использовать так, чтобы избежать скопления игроков в одном месте. Целесообразно, чтобы три игрока действовали вблизи корзины, а два в глубине площадки. Действия игроков в позиционном нападении базируются на трех возможных движениях нападающего после передачи мяча — к корзине, к партнеру с мячом, к партнеру без мяча. В первом случае игрок после передачи мяча делает рывок к корзине, стараясь обойти защитника, и получить обратную передачу для броска. Во втором и третьем случаях он сам или его партнер освобождается для броска с помощью заслона, при котором нападающий отсекает от своего партнера опекающего его защитника. В игре применяются эти тактики в зависимости от ситуации, возникшей на площадке.

Слайд 13

Быстрый прорыв Игроки команды, овладевшие мячом, каждый раз переходят в контратаку, стремятся в минимальное время преодолеть расстояние до щита соперника, добиться численного преимущества и, используя его, атаковать кольцо с близкой дистанции. Игрок может убежать вперед и получить длинную передачу через всю площадку. Возникшая ситуация называется отрывом. Численное превосходство возникает тогда, когда двое нападающих играют против одного защитника или трое нападающих — против двух защитников. В этих случаях атаку заканчивает партнер, который оказался неприкрытым под корзиной противника.

Слайд 14

Против игрока без мяча Против игрока с мячом Командная тактика защиты (базируется на двух основных системах игры — личной и зонной. При личной защите каждый защитник прикрепляется к определенному игроку нападения. В случае успешного применения нападающими заслонов важно, чтобы защитники были готовы поменяться подопечными и не оставили противника неприкрытыми) Защита прессингом (самый активный вид защиты, постоянное давление на соперника. Может быть личным или зонным. Может начинаться с момента вбрасывания соперником мяча: по всей площадке, на 3/4 ее, на своей половине) Нажмите на ссылку:

nsportal.ru

Тактика игры в нападении | Блог про баскетбол для начинающих

Рады видеть вас уважаемые любители баскетбола на нашем спортивном блоге Pro-Basketball.Ru. Сегодня мы рассмотрим такую тему как

тактика игры в нападении. Любая баскетбольная команда должна иметь в запасе больше десятка тактических схем, которые будут реализовываться в разных игровых ситуациях.

Почти все начинающие тренеры склонны учить своих баскетболистов тем системам игры, по которым сами обучались, когда были игроками. Хоть это и наиболее простой способ для молодого тренера, он может оказаться крайне неправильным.

Вне зависимости от того, насколько хорошо и углубленно в молодости освоил преподаваемую систему любой тренер, он обязан тщательно изучить способности своей команды и, отталкиваясь от возможностей игроков, произвести необходимые поправки к любимой системе. Периодические изменения в правилах баскетбола также оказывают большое влияние на тактику игры в нападении.

Баскетбольному тренеру необходимо знать способности всех игроков, зная это, он может спланировать тактику игры для предстоящих соревнований. Ему нужно проанализировать все наработанные возможности, как своей команды, так и будущих соперников, а потом перейти к изучению максимально подходящей системы игры.

Рекомендовано из года в год не следовать одной и той же концепции. Но если состав баскетбольной команды спустя год не поменялся и использование конкретной тактики дает непрерывный успех, то можно сделать исключение.

Когда выбрана основная тактика игры, а баскетболисты обрели физическую форму и подготовились технически, можно преступить к изучению тактических альтернатив и модификаций.

Например, тренером принято решение строить ключевую тактику нападения через высокого баскетболиста. Однако через пару недель оказывается, что этот баскетболист плохо подготовлен физически и ему постоянно нужно предоставлять отдых в игре.

В случае если другого игрока с таким же ростом в команде нет, тренер вынужден готовить коллектив к тому, чтобы с внедрением нового баскетболиста поменять и тактику игры. В таком случае он, вероятно, сделает акцент на атаке быстрым прорывом и удерживании соперников по всему игровому полю.

Если тренер чувствует, что его баскетболисты по своим личным качествам уступают команде противника, то рекомендуется рассматривать тактику длительного контроля мяча. Нужно взять из каждой тактики лучшие возможности и построить свою систему игры, в этом собственно и кроется секрет успеха.

Начинающий тренер будет находиться на правильном пути лишь тогда, когда постигнет искусство адаптировать разные системы игры к способностям своих баскетболистов. В свою очередь баскетболисты будут высоко ценить своего тренера, который дает им возможность максимально проявить все свои возможности.

Какая система и тактика игры в нападении чаще всего применяется в современном баскетболе?

1. Нападение, основанное на бросках с дальних дистанций.

2. Длительный контроль мяча.

3. Атака быстрым прорывом.

4. Подвижное наступление пятью игроками.

5. Нападение, которое основывается на сильном центровом баскетболисте.

6. Система атаки против зонной защиты.

Популярность: 7%

pro-basketball.ru

Тактика игры в баскетбол

Тактика игры в баскетбол (тестовые задания)

Автор: учитель физической культуры, Коновалова Е. В.

Условные обозначения

1

Игрок нападения

Игрок защиты

Мяч

Ведение мяча

Перемещение без мяча

Баскетбольная площадка

Передача мяча

На следующих кадрах выберите один,

на ваш взгляд правильный, вариант ответа

Задание №1

Игрок 1 ведет мяч на чужой половине площадке. Какое следует принять решение?

1)Атаковать кольцо самому

2)Передать мяч игроку 2

3)Передать мяч игроку 3

4)Передать мяч игроку 4

4

3

1

2

2

Задание №1

Игрок 1 ведет мяч на чужой половине площадке. Какое следует принять решение?

1)Атаковать кольцо самому

2)Передать мяч игроку 2

3)Передать мяч игроку 3

4)Передать мяч игроку 4

4

3

  • Помешает защитник

1

2) Удаление от кольца

3) Пас открытому

4) Помешает защитник

2

2

Задание №2

5

3

4

2

1

Игрок 1 владеет мячом на чужой половине площадки. Какому игроку целесообразно передать мяч, чтобы не сорвать атаку?

1)Игроку 2

2)Игроку 3

3)Игроку 4

4)Игроку 5

Задание №2

5

3

4

2

1

Игрок 1 владеет мячом на чужой половине площадки. Какому игроку целесообразно передать мяч, чтобы не сорвать атаку?

1)Игроку 2

2)Игроку 3

3)Игроку 4

4)Игроку 5

1) Игрок 2 — открыт

2) Игрок 3 — закрыт

3) Игрок 4 — закрыт

4) Игрок 5 — закрыт

Задание №3

Игрок 1 владеет мячом на своей площадке. Какому игроку лучше всего передать мяч?

1)Игроку 2

2)Игроку 3

3)Игроку 4

4)Игроку 5

2

1

3

5

4

Задание №3

Игрок 1 владеет мячом на своей площадке. Какому игроку лучше всего передать мяч?

1)Игроку 2

2)Игроку 3

3)Игроку 4

4)Игроку 5

2

1

3

В случае перехвата сразу идет атака нашего кольца

5

4

Задание №3

Игрок 1 владеет мячом на своей площадке. Какому игроку лучше всего передать мяч?

1)Игроку 2

2)Игроку 3

3)Игроку 4

4)Игроку 5

2

1

3

Пас открытому, а он развивает атаку дальше

В случае перехвата сразу идет атака нашего кольца

5

4

Задание №4

2

5

4

1

3

Игрок 1 только, что получил пас от игрока 5, защитник противника выдвинулся на него. Как выгоднее поступить игроку 1?

1)Проходить под кольцо и бросать самому

2)Дать пас на ход игроку 2

3)Атаковать корзину со средней дистанции

Задание №4

2

5

4

1

3

Игрок 1 только, что получил пас от игрока 5, защитник противника выдвинулся на него. Как выгоднее поступить игроку 1?

1)Проходить под кольцо и бросать самому

2)Дать пас на ход игроку 2

3)Атаковать корзину со средней дистанции

1) Помешает защитник

2) Пас открытому на ход

3) Малоэффективно

Задание №5

2

5

4

1

3

Игрок 1 только, что получил пас от игрока 5, защитник противника готовиться перехватить пас игроку 2. Как выгоднее поступить игроку 1?

1)Проходить под кольцо и бросать самому

2)Дать пас на ход игроку 2

3)Атаковать корзину со средней дистанции

Задание №5

2

5

4

1

3

Игрок 1 только, что получил пас от игрока 5, защитник противника готовиться перехватить пас игроку 2. Как выгоднее поступить игроку 1?

1) Проходить под кольцо и бросать самому

2) Перехватит противник

3) Малоэффективно

1)Проходить под кольцо и бросать самому

2)Дать пас на ход игроку 2

3)Атаковать корзину со средней дистанции

Задание №6

Игрок 1 владеет мячом на чужой половине площадки. В каком из указанных цифрами направлении следует передвигаться защитнику, чтобы помешать реализовать численное превосходство?

1)1

2)2

3)3

4)4

3

2

4

1

1

Задание №6

Игрок 1 владеет мячом на чужой половине площадки. В каком из указанных цифрами направлении следует передвигаться защитнику, чтобы помешать реализовать численное превосходство?

1)

2)

3)

4)

3

2

4

1

Будет пас налево

Будет пас налево

1

Пройдет сам

Задание №6

Необходимо двигаться в середине треугольника, пытаясь препятствовать как проходу, так и пасу. При этом стараясь замедлить атаку, чтобы дать время подключиться к обороне другому игроку.

Игрок 1 владеет мячом на чужой половине площадки. В каком из указанных цифрами направлении следует передвигаться защитнику, чтобы помешать реализовать численное превосходство?

1)

2)

3)

4)

Будет пас налево

Будет пас налево

1

Пройдет сам

Задание №6

Необходимо двигаться в середине треугольника, пытаясь препятствовать как проходу, так и пасу. При этом стараясь замедлить атаку, чтобы дать время подключиться к обороне другому игроку.

Игрок 1 владеет мячом на чужой половине площадки. В каком из указанных цифрами направлении следует передвигаться защитнику, чтобы помешать реализовать численное превосходство?

1)

2)

3)

4)

Будет пас налево

Будет пас налево

1

Пройдет сам

Задание №7

Игрок 1 владеет мячом на чужой половине площадке. Кто из игроков защиты должен встретить игрока с мячом?

1)Игрок 1

2)Игрок 2

3)Игрок 3

4)Никто

4

3

2

3

2

1

1

Задание №7

Игрок 1 владеет мячом на чужой половине площадке. Кто из игроков защиты должен встретить игрока с мячом?

1)

2)

3)

4)

Выходит второй, а третий прикрывает одновременно двоих

Будет пас налево

Будет пас направо

4

3

2

3

2

1

Нападающий бросит 3-х очковый бросок

1

Задание №8

Игрок 1 владеет мячом на чужой половине площадки. Какое действие целесообразно ему выполнить?

1)Передать мяч игроку 2

2)Передать мяч игроку 3

3)Передать мяч игроку 5

4)Атаковать кольцо самому

2

3

1

4

5

Задание №8

Игрок 1 владеет мячом на чужой половине площадки. Какое действие целесообразно ему выполнить?

1)

2)

3)

4)

2

3

1

Все игроки в равных условиях. Защитник опекает нападающего. Но игрок 1 располагается ближе всего к кольцу . Атаковать ему, преодолевая противодействие защитника.

4

5

Задание №9

5

1

4

2

3

Игрок 1 владеет мячом на своей половине площадке. Какое ему следует принять решение?

1) Передать мяч игроку 2

2) Осуществить ведение мяча

3) Передать мяч игроку 4

4) Передать мяч игроку 5

Задание №9

5

1

4

2

3

Игрок 1 владеет мячом на своей половине площадке. Какое ему следует принять решение?

1) Передать мяч игроку 2

2) Осуществить ведение мяча

3) Передать мяч игроку 4

4) Передать мяч игроку 5

В случае перехвата сразу атака вашего кольца

Задание №9

5

1

4

2

3

Игрок 1 владеет мячом на своей половине площадке. Какое ему следует принять решение?

1)

2) Осуществить ведение мяча

3) Передать мяч игроку 4

4) Передать мяч игроку 5

В случае перехвата сразу атака вашего кольца

5 на 5 играть сложнее, чем 3 на 3

Задание №9

5

1

4

2

3

Игрок 1 владеет мячом на своей половине площадке. Какое ему следует принять решение?

1)

2)

3) Передать мяч игроку 4

4) Передать мяч игроку 5

В случае перехвата сразу атака вашего кольца

5 на 5 играть сложнее, чем 3 на 3

а он развивает атаку дальше

Можно, но сильнее будет…

Задание №10

2

3

4

1

5

Игрок 3 владеет мячом на чужой половине площадки. Какое решение должен принять игрок с мячом?

1)Выполнить повороты на месте

2)Атаковать самому

3)Передать мяч игроку 4

4)Передать мяч игроку 5

5)Передать мяч игроку 2

Задание №10

2

3

4

1

5

Игрок 3 владеет мячом на чужой половине площадки. Какое решение должен принять игрок с мячом?

1)Выполнить повороты на месте

2)Атаковать самому

3)Передать мяч игроку 4

4)Передать мяч игроку 5

5)Передать мяч игроку 2

Потеря темпа

Защитник сумеет помешать

Давать рискованный пас с проходом на бросок без помехи

Большая вероятность перехвата с низким эффектом

Получится «зона»

Задание №11

3

5

1

1

4

2

4

3

2

Игрок 1 владеет мячом на своей половине площадки. В каком направлении целесообразно всего передвигаться игроку 4 для развития атаки?

1)1 3)3

2)2 4)4

Задание №11

3

5

1

1

4

2

4

3

2

Игрок 1 владеет мячом на своей половине площадки. В каком направлении целесообразно всего передвигаться игроку 4 для развития атаки?

1) 3)

2) 4)

Под двух защитников невыгодно

Помешает своему

Это защита, а не атака

Выход под кольцо

Задание №12

Игрок 1 владеет мячом на чужой половине площадке.

Какому игроку целесообразно передать мяч?

1)Игроку 2

2)Игроку 4

3)Игроку 3

4)Игроку 5

1

5

4

3

2

Задание №12

Игрок 1 владеет мячом на чужой половине площадке.

Какому игроку целесообразно передать мяч?

1)Игроку 2

2)Игроку 4

3)Игроку 3

4)Игроку 5

1

5

4

Давать пас открытому игроку, а он выполняет трехочковый бросок через спину своего

3

2

Задание №13

Игрок 5 владеет мячом на чужой половине площадки.

Какое целесообразней всего принять решение?

1)Атаковать кольцо самому

2)Передать мяч игроку 4

3)Передать мяч игроку 3

4)Передать мяч игроку 1

1

5

2

4

3

Задание №13

Игрок 5 владеет мячом на чужой половине площадки.

Какое целесообразней всего принять решение?

1) Атаковать самому,

2) так как все остальные

3) игроки закрыты и

4) находятся дальше от кольца

1

5

2

4

3

Задание №14

5

4

2

3

1

Игрок 1 только, что получил пас от игрока 2 на своей территории. Как ему следует дальше развивать атаку?

1)Быстро атаковать самому

2)Дать пас игроку 4 и начать быструю атаку

3)Дать пас разыгрывающему игроку 3 и начать медленный розыгрыш мяча

4)Сделать повороты на месте и начать медленный розыгрыш мяча

Задание №14

5

4

2

3

1

Игрок 1 только, что получил пас от игрока 2 на своей территории. Как ему следует дальше развивать атаку?

1) Невыгодно,

2) получится 2 против 5

3)Дать пас разыгрывающему игроку 3 и начать медленный розыгрыш мяча

4)Сделать повороты на месте и начать медленный розыгрыш мяча

Задание №14

5

4

2

3

1

Игрок 1 только, что получил пас от игрока 2 на своей территории. Как ему следует дальше развивать атаку?

1) Невыгодно,

2) получится 2 против 5

3) Дать пас разыгрывающему игроку 3 и начать медленный розыгрыш мяча

4)Сделать повороты на месте и начать медленный розыгрыш мяча

Дать пас разыгрывающему игроку и начать позиционную атаку

Первого опекают, сильнее будет…

Задание №15

2

1

1

2

5

5

3

4

Игрок 1 владеет мячом на половине противника. Как ему следует поступить?

1)Дать пас игроку 5 и отойти в направлении 1

2)Дать пас игроку 2 и отойти в направлении 1

3)Дать пас игроку 5 и выйти в направлении 2

4)Дать пас игроку 2 и выйти в направлении 2

5)Атаковать самому в направлении 2

Задание №15

2

1

1

2

5

5

3

4

5 нападающих атакуют 4-х защитников. В случае перехвата сразу будет длинный пас и бросок в наше кольцо. Вероятность забить 55%. Вероятность того, что отобътся 45% и забьют нам 100%. Поэтому

1) Не рисковать. Дать самый «не острый» пас игроку 5

2) и отойти в защиту по пути 1.

3) «Острые» продолжения опасны.

4) «Острые» продолжения опасны.

5) « Острые» продолжения опасны.

Задание №16

4

1

1

2

3

5

Игрок 1 только, что сделал подбор мяча после неудачной атаки его кольца. Как ему следует распорядиться мячом?

1)Дать пас игроку 5

2)Дать пас игроку 3

3)Дать пас игроку 4

4)Самому начать ведение мяча в направлении 1

Задание №16

4

1

1

2

3

5

Игрок 1 только, что сделал подбор мяча после неудачной атаки его кольца. Как ему следует распорядиться мячом?

1) Игрок 5 закрыт и располагается близко от своего кольца

2) Дать пас игроку 3. Длинные пасы легко перехватываются

3) Дать пас игроку 4. Самое оптимальное.

4) Самому начать ведение мяча в направлении 1. В итоге получится 5 на 5.

Задание №17

5

1

4

2

3

2

3

1

Игрок 1 только, что получил пас от игрока 5 и продолжает развивать атаку сам. По какому пути игроку 2 следует поддержать атаку напарника?

1)По пути 1

2)По пути 2

3)По пути 3

Задание №17

5

4

2

3

1

Игрок 1 только, что получил пас от игрока 5 и продолжает развивать атаку сам. По какому пути игроку 2 следует поддержать атаку напарника?

1)По пути 1

2)По пути 2

3)По пути 3

Игрок 2 должен поставить заслон игроку противника, чтобы игрок 1 смог без помехи атаковать кольцо.

Задание №18

3

2

1

Ваша команда находится на половине противника, мяч у левого заднего игрока. Противник применяет зонную защиту. Какую позицию должен выбрать левый передний игрок, чтобы получить пас и максимально угрожать корзине соперника?

1)1 2)2 3)3

Задание №18

3

2

1

Ваша команда находится на половине противника, мяч у левого заднего игрока. Противник применяет зонную защиту. Какую позицию должен выбрать левый передний игрок, чтобы получить пас и максимально угрожать корзине соперника?

1)1 2)2 3)3

Чтобы получить пас игрок должен находиться перед защитником, а не у него за спиной.

Задание №19

1

2

3

Ваша команда вводит мяч в игру на половине противника. Соперник использует зонную защиту. Какую позицию выгоднее всего занять низкорослому нападающему, чтобы получить пас и максимально угрожать корзине соперника?

1)На дуге

2)Под кольцом

3)Чтобы первым получить пас

Задание №19

1

2

3

Ваша команда вводит мяч в игру на половине противника. Соперник использует зонную защиту. Какую позицию выгоднее всего занять низкорослому нападающему, чтобы получить пас и максимально угрожать корзине соперника?

1)На дуге

2)Под кольцом

3)Чтобы первым получить пас

, чтобы атаковать 3-х очковым броском

Задание №20

Противник выполняет последний штрафной бросок в нашу корзину. В каком направлении должен выдвинуться игрок 1?

1)Остаться на месте

2)По линии 1

3)По линии 2

4)По линии 3

1

2

3

2

1

3

43

Задание №20

Игроки защиты должны организовать «треугольник отскока», чтобы при неточном броске суметь завладеть мячом.

1)Остаться на месте

2)По линии 1

3)По линии 2

4)По линии 3

2

3

1

49

Проверь себя

1-3 17-3

2-1 18-2

3-1 19-1

4-2 20-4

5-1

6-3

7-2

8-4

9-3

10-3

11-2

12-3

13-1

14-3

15-1

16-3

Список использованных источников

  • С.Е.Голомидова, Физкультура, 10 класс (юноши), поурочные планы II семестр – Волгоград, изд-во «Учитель АСТ», 2003
  • Спортивные и подвижные игры. Учебник для физ. Техникумов. Изд. 2-е, перераб. Под ред. И.Ю.Портных. М., «Физкультура и спорт», 1977
  • Личные наработки учителя

multiurok.ru

Защита в баскетболе: тактика игры, советы

Игра в баскетбол – это увлечение миллионов людей по всему миру. Особых результатов в игре на сегодняшний день добились в США, именно тут находится мощнейшая лига НБА. В ней играют лучшие из лучших. Но чтобы туда попасть, нужно долго и усердно работать. Сегодня поговорим про азы и рассмотрим варианты защиты в баскетболе, хотя зрелищность игры составляет нападение, именно защита порой приносит титулы в игре! Начнем разбираться в вопросе.

Баскетбол: защита и нападение

Азы техники закладываются в раннем детстве. Очень важно научить ребенка, который посещает баскетбольную секцию, атаковать и защищаться в игре. Причем нужно сделать это таким образом, чтобы игрок понимал, что баскетбол – это командная игра, а не индивидуальная беготня с мячом по площадке в попытках атаковать корзину соперника вопреки всему. К сожалению, на ранних стадиях обучения данная тенденция просматривается больше чем у половины начинающих игроков.

Хороший тренер – это тот, кто поможет поставить технику ребенку. Защита в баскетболе – неотъемлемая часть игры, ее нельзя игнорировать или относиться к ней спустя рукава. Это важный момент. Кстати, стоит отметить, что и защитные действия могут быть очень зрелищными и эффектными. Вообще, в баскетболе все зависит от игроков, их техники и грации, а не от тактической схемы или амплуа.

Тактики защиты в баскетболе

В современном баскетболе можно выделить три основные тактики для оборонительных действий. Конечно же, встречаются различные комбинации и вариации этих тактик, но основополагающие – это:

  • зонная защита в баскетболе;
  • прессинг;
  • личные оборонительные действия (персональная опека).

Рассмотрим подробнее каждый вариант тактики и выявим особенности.

Зонная

Игра в защите в баскетбол по зонной тактике обороны подразумевает игру каждого игрока обороны в своей отведенной зоне. То есть игроки обороны играют только на своем участке площадки и не уходят с него. Оборонительные действия осуществляются против того соперника, который попадает на этот участок площадки. Уход со своей зоны возможен лишь для подстраховки «провалившегося» в обороне партнера по команде.

Любительские команды используют данную тактику оборонительных действий, но не на самых начальных стадиях. Зонная защита – это довольно сложное взаимодействие игроков даже на вышеупомянутом любительском уровне игры, не говоря уже о профессиональных командах.

Зонная защита – это способ борьбы с проходами под кольцо и провоцирование соперника на броски с дистанции. Также такой вид защиты заметно компенсирует пониженные атлетические качества игроков. Зонная защита – это меньшее количество перемещений для обороняющейся стороны, то есть и сохранение большего запаса сил на остаток игры.

Если говорить про слабые стороны такой защиты, то сюда можно отнести затруднительность для малоопытных защитников определения стыков зон с партнером по команде. По этой причине ни один из защитников может не выйти на мяч, то есть соперник совершит бросок без сопротивления.

Зонная защита – это неэффективный способ обороны против команд с поставленными трехочковыми бросками. Также тренер соперника может подгадывать такой вариант, когда его лучший игрок будет атаковать из зоны, где обороняется наиболее слабый защитник оппонента.

Личная защита (персональная защита)

В этом случае каждый игрок обороны играет против закрепленного за ним соперника, вне зависимости от местоположения в атакующих действиях последнего. Игрок защиты может переключаться на другого игрока атаки, если партнер по команде допустил ошибку и соперник идет в проход. Личная защита очень часто встречается на любительском уровне игры, хотя профессиональные команды также применяют данную тактику обороны.

Персональная защита хорошо себя зарекомендовала для обороны против команд, которые любят бросать со средних и дальних дистанций. Но личная защита не очень хорошо подходит против команд, которые совершают множество проходов под кольцо. Соперник с помощью передач по периметру может растягивать по площадке защитников, что будет подготовкой и освобождением зоны под проход партнера. Когда защитники растянутся достаточно, то произойдет пас на игрока, который совершит проход и с большой вероятностью забьет мяч в корзину.

Прессинг

Очень агрессивная тактика, которая требует хорошей физической формы от игроков обороны. Оборона в этом случае начинается с лицевой линии соперника. Иными словами, после забитого мяча игроки не уходят на свою половину площадки, а начинают активно мешать игре соперника прямо на его территории. В какой-то мере можно считать эту тактику защиты в баскетболе агрессивной разновидностью личной защиты.

Такую защиту выбирают или достаточно подготовленные любительские команды, или же профессиональные. Данная тактика может полностью сломать игру соперника, если мы говорим о любительском баскетболе ввиду редкого ее использования и отсутствия опыта игры против таких действий. По сути, прессинг – это не только оборонительная тактика, но и атакующая.

Выбор тактик

Всегда в игре за выбор тактик отвечает тренер, он видит происходящее на площадке со стороны и лучшим образом понимает, как действовать, чтобы удержать победный счет или ликвидировать отставание от соперника по очкам.

Опираясь на свой опыт, тренер может менять тактические действия в защите в баскетболе по нескольку раз не за игру, а за четверть! Это изнуряет соперника, доставляет ему проблемы, потому как соперник вынужден также менять свой стиль игры под каждый вид обороны.

Современные тактики у профессиональных команд – это гибриды нескольких стандартных видов обороны. К примеру, один игрок обороняющейся команды может действовать по личной тактике защиты против лидера атаки, а остальные игроки могут играть по зонному методу обороны. Вариаций и модификаций обороны в современном баскетболе огромное множество, тем более если речь идет об играх профессиональных игроков ведущих лиг мира!

Дань времени

Сегодня, когда игроки имеют очень высокий уровень подготовки, а снаряжение и инвентарь для игры на самом высоком уровне, защищаться становится все сложнее, так как скорость и динамика событий на игровом паркете порой зашкаливают. Защита и атака в баскетболе являются некой гонкой «вооружений» на игровой площадке.

Некоторые команды предпочитают играть первым номером, а другие играют от соперника и от обороны. Это лишь особенности тактик и стиля ведения игры, которые пропагандирует наставник команды. Нельзя сказать, что агрессивная атака – это всегда победа, или глубокая оборона и вязкость игры – это верный путь к чемпионству.

Все очень сложно и индивидуально не только для конкретного соперника, а даже для конкретного отрезка времени одной и той же игры. Баскетбол на высшем уровне просто поражает выдумкой, это касается действий как в атаке, так и в обороне.

Советы

Нужные советы для оборонительных действий раздает тренер и делает это в ходе тренировок. Вообще, тренировки должны быть такими, чтобы техника защиты в баскетболе была доведена до автоматизма. Это достигается тренировками и еще раз тренировками! Но есть некоторые общие советы, которые нужно знать, особенно на ранних стадиях обучения защите в баскетболе.

Нельзя слишком выбрасываться на игрока, когда вы в обороне. Это может привести к тому, что техничный игрок легко вас пройдет на дриблинге. Выбрасываться вперед для перехвата нужно только в том случае, когда вы полностью уверены, что сможете перехватить мяч. Перехваты лучше всего совершают юркие и ловкие разыгрывающие, которые обороняются дальше от своей корзины.

Всегда пытайтесь страховать партнера. Баскетбол – это командная игра, и без взаимовыручки тут нельзя. Но страховать партнера нужно с умом, так как, переключаясь со своего игрока (или со своей зоны защиты) при подстраховке, вы бросаете своего игрока (или свой участок площадки), а это свободная зона, то есть варианты для техничного розыгрыша мяча в нападении. Подстраховывайте с умом, стараясь обхитрить соперника. К примеру, выдвиньтесь на соперника, которого опекал ваш партнер, но провалил это действие, а затем, если увидите, что соперник с мячом пытается разыграть лишнего игрока, вернись к своему оставленному оппоненту и перехватите мяч. Вообще, все это придет с опытом.

Как правило, для самых начинающих баскетболистов тренер не выбирает прессинг как стиль игры в обороне ввиду того, что такая схема оборонительных действий требует очень серьезной физической подготовки и самых слаженных действий команды. А на начальном уровне у любительских команд таких навыков нет.

Ну и, пожалуй, самый правильный и лучший совет – это тренировки. Именно изнурительные тренировки – это залог четкой и слаженной работы команды, а также выверенных действий в обороне или атаке. Тренировки, мастерство и талант – это отличное сочетание для настоящих игроков-чемпионов!

Значимость тренера

Этот подраздел актуален только для любительских команд, потому что таких недоразумений в профессиональном баскетболе быть не может. Всегда нужно слушать своего тренера и быстро менять тактики по его указанию. Четкое соблюдение этого правила может решить исход игры.

Итог

Защита – это неотъемлемая часть любой подвижной командной игры с мячом. Баскетбол не является исключением из этих правил. Во многом защитные действия определяют результат игры. По сути, ведь оборона одной команды – это атака второй команды. Защита и атака – это неразделимые составляющие, именно по этой причине нельзя недооценивать защиту в баскетболе.

Правильно подобранная тактика игры в баскетбол – это половина успеха команды. Вторая половина – это взаимодействия внутри нее и личностные качества игроков. Конечно же, доля везения всегда тоже присутствует, но на одном везении не выиграешь титул!

i-vk.ru

Методическая разработка по физкультуре на тему: тактика игры в баскетбол

                                  Общие основы нападения и защиты в баскетболе.

 В баскетболе на поле встречаются две команды, стремящиеся победить друг друга. Эта борьба бывает очень острой и требует от игроков большого напряжения умственных и физических способностей.

Игра любой команды в баскетбол складывается из наступательных действий (нападение), цель которых забросить мяч в корзину противника, и из оборонительных действий (защита), цель которых воспрепятствовать наступательным действиям противника.

Наступательные и оборонительные действия у каждой команды должны быть разнообразны и соответствовать особенностям противника и условиям, в которых происходит игра.

Для того чтобы успешно играть в нападении и в защите, нужно владеть техникой игры и уметь своевременно ее применять против конкретного противника в конкретной обстановке.

Техника является основой мастерства.

Нельзя успешно играть в баскетбол, если игрок не умеет ловить и вести мяч, передать его партнеру, резко остановиться или изменить направление своего движения в простой или сложной обстановке. В баскетболе много разнообразных технических приемов. Передача мяча, например, может быть выполнена одной и двумя руками, из-за спины и о площадку, на короткую и длинную дистанцию и т. п. Броски мяча по корзине, ведение мяча и его ловля столь же разнообразны.

Все они одинаково важны для ведения игры и должны быть тщательно изучены и усвоены во время учебно-тренировочных занятий. Нельзя давать предпочтение какому-либо одному приему. Чем больше технических приемов выучили игроки, тем выше их техника, тем лучше вооружена команда. А чем лучше вооружена команда, тем легче ей бороться с противником и добиться победы.

Любая, самая удачная тактическая мысль не может быть осуществлена без хорошего овладения техникой игры. Действия всего коллектива, все усилия, затраченные на то, чтобы отобрать мяч у противника, могут оказаться бесполезными из-за неточной передачи или неумелой ловли мяча. Каждый баскетболист должен стремиться довести до совершенства технику владения мячом и передвижения. Технически подготовленный и разносторонний игрок наиболее опасен для противника.

Тренер должен добиваться, чтобы игроки применяли самые простые и рациональные приемы. В зависимости от обстановки могут быть применены и более сложные приемы, но искусственно усложнять технику и применять более сложный и «красивый» прием, когда этого не требует обстановка, не нужно.

Простота, рациональность технических приемов, необходимых для достижения результата команды, является характерной чертой советской школы баскетбола.

Вычурность и искусственное усложнение техники для показа личных возможностей игрока всегда идет в ущерб результатам команды и является особенностью игроков буржуазных команд.

Кроме того, неоправданное усложнение технических приемов требует большего расходования сил игрока.

Искусство экономного расходования сил и стремление максимально упрощать различные сложные технические приемы нужно воспитывать у игроков с первых шагов их обучения. Лучше затратить больше времени на учебу и привить игроку чувство целесообразности применения приемов, чем потом исправлять укоренившиеся ошибки. Стремясь к простоте применения технических приемов, игроки не должны избегать трудных положений, им следует применять технические приемы и производить затрату сил не большую, чем требует обстановка.

Основная цель тактики — победа.

Главная тактическая задача — определение (выбор) средств (технических приемов) и способов ведения игры против конкретного противника. Этот выбор должен происходить с учетом условий игры. Прежде всего необходимо принимать во внимание качества собственной команды и команды противника, а также условия погоды, освещение, размеры площадки, качество грунта, особенности поля и т. п.

Только правильный учет всех условий помогает избирать самые целесообразные средства и способы ведения игры, т. е. определить тактику команды.

Иначе команда будет играть «вслепую», ее тактика не сможет обеспечить успеха и пойдет на пользу противнику.

Правильно определить и выбрать тактику можно при условии, если игроки и команда в целом хорошо знают разнообразные средства и способы игры и различные формы их применения.

Этому игроки должны обучаться в процессе систематических занятий.

Детальное изучение тактики, проверка ее на практике дают также возможность совершенствовать старые и находить новые способы ведения игры. Знание разнообразных тактических способов защиты и нападения, умение их применять на практике свидетельствуют о тактической зрелости игроков и команды.

Обучение тактике дает основные руководящие положения для действий игроков и команды в разных условиях.

В то же время тактика не может содержать рецептов на всевозможные ситуации, которые могут встретиться в игре.

Передовая тактика несовместима с консерватизмом и привычкой действовать по шаблону.

Скудные знания тактических приемов вынуждают игроков и команду применять одинаковые способы борьбы против любого противника, а это нередко приводит к поражению. Шаблонная тактика становится беспомощной, как только изменяется или усложняется обстановка игры. Стандартная тактика ликвидирует маневренность действий, творческую инициативу игроков и команды.

Действия игроков команды на поле определяются тем, нападает команда или защищается. Команда бывает в положении нападающей, когда она владеет мячом.

Игроки нападающей команды с помощью передвижений и разных технических приемов стараются преодолеть сопротивление защищающегося противника и приблизить мяч к его щиту на такое расстояние и в такое положение, из которого можно с успехом бросить мяч в корзину. Защищающаяся команда стремится, применяя все средства, разрешенные

 правилами баскетбола, отобрать мяч у нападающей команды или усложнить ее продвижение к щиту и не дать ей возможности бросить мяч в корзину.

Успех команды в защите и в нападении будет достигнут, если в борьбе принимают участие все пять игроков.

Поэтому основным условием успешной игры являются активные и умелые действия всех игроков команды в защите и нападении.

По правилам игры мяч переходит к другой команде, если она непосредственно в игре отберет мяч, при технических ошибках противника (пробежка, двойное ведение и т. п.) и после попадания мяча в корзину. Каждая команда в течение игры много раз бывает в положении нападающей и защищающейся.

Частая смена этих положений требует от всех игроков умения быстро перестраивать свою игру из нападения в защиту и обратно.

Успешные действия нападения приносят результат непосредственно, а успешные действия защиты закрепляют его. Они взаимно дополняют друг друга, и несовершенство одного из них отрицательно влияет на общий результат команды. Если умело нападающая команда забросила много мячей в корзину противника и, плохо защищаясь, пропустила в свою корзину столько же мячей,— результат всей игры сведен к нулю.

Все действия нападения и защиты делятся по своему характеру на коллективные и индивидуальные. К индивидуальным относятся самостоятельные действия отдельных игроков без помощи партнеров. Коллективные действия, в зависимости от того, участвуют в них все или несколько игроков команды, делятся на командные и групповые действия.

В командных действиях принимают участие все пять игроков, в групповых же действиях участвует лишь часть игроков команды. Командные действия осуществляются путем применения систем нападения. Групповые действия — путем применения комбинаций. Успех этих систем и комбинаций зависит от своевременности и правильности индивидуальных действий.

Для индивидуальных действий игроку могут быть даны различные тактические задания, направленные на полное использование индивидуальных особенностей его техники, тактики, физических данных против слабых сторон противника. Такие задания даются до игры, если есть представление о противнике, и в течение игры в результате сведений, полученных путем разведки в процессе игры.

Отсюда можно сделать вывод, что основные задачи команды в игре следующие:

Коллективными и индивидуальными действиями всех игроков команды преодолеть сопротивление противника и забросить в его кольцо максимальное количество мячей.

Коллективными и индивидуальными действиями всех  игроков команды ликвидировать действия нападающей команды и как можно меньше пропустить мячей в свою корзину.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *