Методика обучения ведения мяча в баскетболе – Баскетбол методика обучения ведения мяча

Методика обучения ведения мяча в баскетболе. — КиберПедия

При обучении ведению мяча в баскетболе важно научиться делать это, не глядя на него, а также видеть перемещения игроков на площадке – как партнеров по команде, так и противника – и своевременно принимать решение: сделать передачу, выполнить бросок, изменить темп игры.

основные этапы:

Ведение на месте.

Упражнения для обучения:

1) Cтоя на месте. Ведение вокруг корпуса;

2) Cтоя на месте. Ведение вокруг и между ногами;

3) Cтоя на месте. Разновысокое ведение. Несколько ударов с высотой отскока 60-80 см и сразу же переход на низкое ведение с высотой отскока 10-15 см;

4) Cтоя на месте. Очень частое низкое ведение попеременно левой и правой рукой;

5) Cтоя на месте. Ведение двух мячей;

6) Cтоя на месте. Ведение трех-четырех мячей;

7) Cидя на скамейке. Очень низкое ведение, высота отскока не более 5-7 см от пола;

8) Cидя на скамейке. Ведение мяча под вытянутыми вперед ногами в быстром темпе;

9) Бег на носках с ведением мяча;

10) Бег на пятках с ведением мяча;

11) Бег на краях стопы (поочередно внешнем и внутреннем) с ведением мяча;

12) Бег в полуприседе с ведением мяча;

13) Передвижение в глубоком приседе с ведением мяча;

14) Спортивная ходьба с ведением мяча;

15) Гладкий бег с поворотами и ведением мяча;

16) Гладкий бег с переводами мяча с руки на руку перед собой, за спиной и между ногами;

17) Бег приставными шагами: мяч проходит между ногами на каждом шаге;

18) Бег окрестным шагом с ведением мяча;

19) Бег спиной вперед с ведением мяча;

20) Передвижение спиной вперед в глубоком приседе с поворотами на 90° с ведением мяча. Таким образом тренируется пивотный шаг;

21) Бег с выбрасыванием прямых ног вперед с ведением мяча;

22) Бег взахлест назад с ведением мяча;

23) Бег с высоким подниманием бедра. Мяч переводится с руки на руку ударом под ногой на каждом шаге;

24) Передвижение попеременными прыжками с ноги на ногу с ведением мяча;

25) Передвижение прыжками на двух ногах с ведением мяча;

26) Передвижение прыжками на одной ноге с ведением мяча;

27) Гладкий бег с ведением двух мячей с обязательными переводами за спиной и между ногами;

28) Бег в полуприседе с ведением двух мячей с разворотами и переводами мячей за спиной;

29) Ведение двух мячей вприсядку. Ноги выбрасываются поочередно вперед и в стороны;

30) Ведение одного или двух мячей, поднимаясь и спускаясь бегом по лестнице. Мяч (мячи) должен ударяться о каждую ступеньку;

Ведение шагом, бегом по прямой

Передвижение осуществляют на слегка согнутых ногах, наклоняя туловище несколько вперед. Рука, ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч сверху «от себя». Толчки мяча выполняют вперед несколько от себя, равномерно, согласованно с передвижением, по типу «Догони мяч».



1. Ведение мяча в высокой, низкой стойке.

2. Ведение с остановками по сигналу (при остановке ведение на месте).

3. Ведение мяча с отвлечением внимания;

4. Ведение мяча в приседе, полуприседе;

5. Ведение мяча с преодолением препятствий: по гимнастической скамейке, передвигаясь сбоку от нее или сидя на скамейке, а также переходя через предметы.

6. Ведение мяча с подлезанием под предметом (бревно или веревкой)

7. Ведение мяча с преодолением нескольких гимнастических обручей, расположенных симметрично и асимметрично по ходу ведения.

8. Ведение мяча. По сигналу мяч перевести в другую руку

9. Ведение по сигналу (зрительному) то шагом, то бегом.

10. Ведение мяча бегом по прямой на скорость.

Ведение по кругу .

Ведение мяча по кругу одной рукой. Осуществляется внешней, дальней от круга рукой в сочетании с поворотом на осевой ноге.

Ведение по кругу с изменением высоты отскока мяча, правой, левой рукой, попеременное ведение, с отвлечением внимания, ведение двух

мячей.

Ведение с изменением направления.

1. Ведение противоходом. Игрок с ведением мяча движется в сторону партнера, обводит его и возвращается в и.п. Приближаясь к партнеру, после высокого ведения перейти на среднее или низкое; ведение осуществлять

дальней от соперника рукой, прикрывая от него мяч туловищем и ближней рукой.

2. Ведение по разметке баскетбольной площадки.

3. Ведение мяча зигзагами («змейкой»).

4. Подвижная игра «Иголка и нитка». Ведение мяча за направляющим —иголкой; нитка —все остальные игроки. Куда иголка, туда и нитка.

5. Ведение мяча с обводкой препятствий справа, слева.

6. Ведение мяча вокруг препятствий.



7. Ведение мяча переводом его из руки в руку в момент поворота в обратном направлении. Обратить внимание на момент поворота, чтобы не было проноса мяча.

8.Ведение с изменением скорости движения игрока и длины его шагов.

9. Ведение на подскоках, с ускорениями и замедлениями, рывками, остановками.

10. Переход от обычного ведения к низкому и обратно.

11. Сочетание ведения с другими приемами.

12. Ведение, остановка и поворот.

cyberpedia.su

Методика обучения ведению мяча в баскетболе

Алексей Машковцев,

учитель физической культуры

АНО «Школа «Премьер»,

г. Москва

Веди и смотри…

Обучение ведению мяча в баскетболе

При обучении ведению мяча в баскетболе важно научиться делать это, не глядя на него, а также видеть перемещения игроков на площадке – как партнеров по команде, так и противника – и своевременно принимать решение: сделать передачу, выполнить бросок, изменить темп игры. Это непростая задача. Как научить этому детей? Во время семинара учителей Владимир Федосов, учитель СОШ № 46 г. Петрозаводска, показал, как можно этого добиться.

Предлагаемые упражнения можно использовать и во время разминки, и в рамках обучения ведению мяча в баскетболе. Их можно модернизировать, сохранив главную цель – выполнять задания, не глядя на мяч.

Все начинается с разминки

Уже в подготовительную часть урока следует включать упражнения, направленные на активизацию внимания и зрительного контроля.

«Восьмерка» с перемещением

Многие учителя в качестве разминки для кистей рук предлагают детям выполнить перехваты мяча под широко расставленными ногами (по «восьмерке»). Владимир Федосов предлагает сделать это в движении, передвигаясь приставным шагом вправо и влево.

Хлопок, еще хлопок…

Это тоже всем известное упражнение из начальной школы: подбросить мяч вверх, выполнить один или несколько хлопков, затем поймать мяч. А попробуйте выполнить хлопок спереди, потом за спиной, а потом поймать мяч! Или подбросить мяч из-за спины, из-под ноги и поймать его только после того, как выполните хлопок!

Можно сделать разное количество хлопков: например, сначала 2, потом 4, потом 6, 8 и т.д. Если это задание не вызывает затруднений, предлагается следующее упражнение: подбросить мяч вверх и, пока он в полете, выполнить хлопки под правой ногой, затем под левой, перед собой, за спиной. Это способствует развитию не только реакции, но и координации движений.

Основная часть

Техника ведения мяча

Прежде чем приступать к игровым заданиям, детям обязательно нужно напомнить технику ведения мяча: ноги слегка согнуты, подбородок приподнят, взгляд – поверх площадки. На закрепление правильной техники и направлены следующие упражнения.

Игровые упражнения

«Сколько пальцев?»

Учитель показывает определенное количество пальцев, а дети, не прекращая ведение мяча, громко говорят сколько. Можно также использовать судейские жесты, а дети должны узнать их и назвать: пробежка, «двойное ведение», фол и т.д., – или показывать их не пальцами, а знаками: «плюс», «минус», «умножить», «равно», «больше», «меньше», – используя для этого какие-нибудь предметы, например гимнастические булавы. При этом можно производить простые математические вычисления, не прекращая ведение мяча.

Упражнения с кубиками

В обучении ведению мяча может помочь и такой предмет, как детский пластмассовый кубик, на гранях которого обозначены цифры от 1 до 6, как на игральной кости.

Жонглирование кубиком и мячом

Предложите детям пожонглировать баскетбольным мячом и кубиком. Это может получиться не сразу, хотя упражнение и кажется легким.

Ведение мяча в равновесии

Согните ногу в колене и положите на нее кубик. Удерживая равновесие, попробуйте выполнить ведение мяча, не сходя с места и не уронив кубик.

Ведение мяча и кубика

Выполняя ведение мяча одной рукой, другой попробуйте катить кубик или просто перебрасывать его с места на место.

«Переверни кубик»

Упражнение выполняется в парах. Ученики располагаются на разных боковых линиях баскетбольной площадки напротив друг друга. На линии кладут кубик так, чтобы цифра 1 была обращена вверх. Затем, выполняя ведение мяча одной рукой, ученики двигаются навстречу друг другу, обходят кубик партнера, возвращаются к своему кубику, поворачивают его следующей цифрой вверх, и т.д.

Задание можно усложнить: каждый игрок устанавливает кубик на любой цифре. Проходя мимо кубика партнера, он запоминает показания кубика и устанавливает ту же цифру на своем. То же самое делает другой игрок. По мере освоения задания можно выполнять его в быстром темпе.

Баскетбольное приветствие

Упражнение также выполняется в парах. И.п. – то же. Ученики выполняют ведение мяча навстречу друг другу. При встрече они останавливаются и приветствуют друг друга хлопком свободной руки, не прекращая ведение. Затем можно выполнить два-три хлопка, и т.д.

Упражнение можно разнообразить: игроки пожимают друг другу руки.

Когда одного мяча мало

По мере освоения материала можно ввести усложненный вариант задания, например ведение двух мячей. Упражнение можно выполнять как попеременно правой и левой рукой, так и одновременно двумя руками в тех же исходных положениях, обходя вокруг кубиков партнеров.

Подвижные игры

Какой же урок без игр? Методически правильно будет, предлагая игру детям, отрабатывать в ней те навыки, которые были разучены на занятии.

Шайбы против кубиков

Играющие делятся на две команды и располагаются за лицевыми линиями. В центральном круге разбросано одинаковое количество кубиков и шайб. По команде учителя дети, выполняя ведение мяча, подбегают к центральному кругу, свободной рукой берут предмет (одна команды собирают кубики, другая – шайбы) и возвращаются за лицевую линию, положив его в заранее установленное место (обруч, мат, ящик и т.п.). Побеждает команда, которая быстрее перенесет все предметы на место.

Задание можно усложнить, предложив детям несколько мест для сбора предметов или введя ограничение для места сбора: например, в каждый обруч класть не более пяти шайб или кубиков. В этой игре важно не потерять контроль над мячом и не столкнуться с партнерами.

Когда все предметы будут разложены, можно предложить детям другую игру. Те, кто собирал кубики, должны теперь перенести в свой дом (за лицевую линию) все шайбы противника и наоборот, не прекращая ведение мяча. При этом соперники вправе мешать им, вставая на пути.

Баскетбольное двоеборье

Интересно получается, когда соединяется несколько видов спорта. Попробуйте играть одновременно в баскетбол и шашки! Думаете, это невозможно? А вот и нет!

В центре зала располагается большая шашечная доска. Два игрока, выполняя ведение мяча одной рукой, свободной рукой переставляют шашки на доске. Побеждает тот, кто выиграет партию в шашки, не ошибившись при этом в ведении мяча.

Можно использовать укороченную доску: не из 64 клеток, а из 16, 25, 36 и т.д.

«Дорожи своим мячом»

Игра проводится на ограниченном пространстве (на половине площадки, внутри линии трехочковых бросков и т.п.). Каждый ученик выполняет ведение мяча, а свободной рукой пытается выбить мяч у других игроков, при этом оберегая свой. Побеждает тот, кто выбьет больше мячей, не потеряв свой.

infourok.ru

Баскетбол методика обучения ведения мяча

 

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВЕДЕНИЮ МЯЧА.

 

Материал с сайта «ПЕДАГОГRU»

Ведение технический прием, при котором игрок одной рукой толчкообразным движением по­сылает мяч в пол. Голова должна быть поднята, а взгляд устремлен вперед. В баскетболе чаще всего применяют ведение с обычным и сниженным от­скоками мяча. При ведении мяча с обычным, средним по высоте отскоком баскетболист пере­двигается на слегка согнутых ногах, туловище несколько наклонено вперед, рука, ведущая мяч, согнута в локте (предплечье параллельно площад­ке), кисть со свободно расставленными пальцами встречает отскакивающий мяч и накладывается на мяч сверху «от себя». Толчки мяча выполняют равномерно, согласованно со скоростью продви­жения и несколько сбоку от игрока. Нужно стре­миться к тому, чтобы рука сопровождала мяч воз­можно дольше, а это способствует хорошему кон­тролю мяча и лучшему управлению им. Для быс­трого передвижения применяют ведение с высо­ким отскоком мяча. Ведение мяча со сниженным отскоком игрок осуществляет в более низкой стой­ке и раньше встречает мяч, отскакивающий от площадки. Это достигается за счет движения ки­сти почти выпрямленной рукой. Применяют его, когда необходимо изменить ритм ведения, если защитник находится вблизи.

 

Каталог конкурсов!

Основные подводящие упражнения:

1. Учащий­ся держит одной рукой сверху малый мяч, волно­образным, энергичным движением кисти посыла­ет его вниз и ловит сверху после отскока. Работа­ет только кисть.

2. Обучение в парах. Первый игрок удерживает баскетбольный мяч снизу, на уровне пояса (рука согнута в локтевом суставе под углом 90°). Второй игрок накладывает на мяч кисть сверху, паль­цы немного разведены, и мягким движением он направляет мяч вниз — вперед, до полного выпрямления руки в локтевом суставе. Первый игрок оказывает слабое сопротивление, затем ловит мяч. Особое внимание обращать на движение руки (без отрыва от мяча).

3. Учащийся держит левой рукой снизу – сбоку мяч (левая нога впереди), правая накладывается на мяч кистью сверху. Мягким движем мяч направляется вниз — вперед, до полного выпрямления руки в локтевом суставе, затем мяч ловят. Обратить внимание на правильную стоик, на движение руки без отрыва от мяча.

4. Учащийся выполняет ведение мяча, подвешенного на резиновом амортизаторе, не отрывая руки от мяча при его движении вниз и вверх.

5. Мяч на полу толчкообразным движением руки (кисти) поднять мяч.

 

Обучение ведению мяча можно разделить на следующие основные этапы:

  1. Ведение на месте.
  2. Ведение шагом, бегом по прямой
  3. Ведение по кругу
  4. Ведение с изменением направления.
  5. Ведение с изменением высоты отскока мяча, направления и скорости
  6. Ведение мяча при сближением с соперником

Полная версия ПЕДАГОГRU

 

 

www.kyshtovgrad.ru

Баскетбол. Методика обучения ведению мяча

МБОУ«Перевальненская школа»

Симферопольского района

Автономной республики Крым

Методическая работа на тему:

«Баскетбол, методика обучения ведению мяча»

Автор: Танасиенко Александр Иванович

Учитель высшей категории

Перевальное, 2015

ВЕДЕНИЕ МЯЧА В БАСКЕТБОЛЕ

Ведение мяча является важной частью игры в баскетболе.

Ведение применяется для соединения всех приёмов составляющих игры. Когда ведение применяется как средство атаки, дриблер может выполнять финты, изменение направления и скорость движения. Злоупотреблять ведением не стоит. При благоприятной возможности игрок может выполнять финты и проходы к корзине, не вызывая недовольство тренера. Каждый игрок должен помнить, что дриблинг нужно применять лишь для пользы всё команды.

Существует несколько способов ведения мяча: высокое и быстрое, низкое и обманное, комбинированное. Тело игрока находится в слегка согнутом положении, голова поднята вверх, мяч отскакивает до уровня пояса. Пальцы рук разъединены и слегка согнуты, контакт с мячом осуществляется кончиками пальцев. Движение пальцев, скорее всего, напоминают толчок, чем удар. Мяч ударяется об пол перед игроком, не слишком далеко, чтобы к нему не нужно было дотянуться, но не слишком близко, чтобы не ударить мяч коленом или носком ноги.

Вести мяч надо почти на предельной скорости. Всё время сохраняя контроль над ним. Однако не следует вести мяч на скорости, не позволяющей контролировать мяч. Игрок должен видеть своих партнёров и передать им мяч, как только кто-нибудь из них окажется в выгодной позиции для продолжения игры.

Существует три основных приёма, которые делают дриблинг эффективным оружием при игре в баскетбол: смена темпа, изменение направления и перевод мяча на другую руку.

Азбука ведения.

Игрок должен:

-Применять ведение тогда, когда это помогает команде;

-Никогда не вести мяч, если впереди находится открытый игрок;

-Не опускать во время игры голову и постоянно искать партнёра, которому можно передать мяч;

-Научить остановкам и рывкам с мячом;

-Не превышать скорость, на которой он может контролировать мяч;

-Научиться вести мяч обеими руками;

-Научиться вести мяч вправо и влево;

-Всегда вести мяч рукой, дальней от опекающего защитника;

-Контролировать высоту ведения мяча в зависимости от расположения соперника: чем ближе соперник, тем ниже ведение.

Общие ошибки

Ведение мяча каждый раз после того, как игрок получит мяч.

Неумение видеть площадку во время ведения.

Ведение мяча со слишком большой скоростью.

Пронос мяча.

Ведение мяча рукой, ближней к сопернику.

1) Веление с закрытыми глазами. Игрок 1 закрывает глаза и начинает ведение к игроку в противоположной колонне. Партнёр 2 корректирует ведение словами: «вправо», «влево», «прямо». Когда игрок 2 подаёт сигнал «стой», игрок 1 останавливается, предаёт ему мяч и занимает место в конце колонны.

2) Эстафеты с ведением. Игроки делятся на три команды по 4-5 игроков в каждой. Первые игроки команд ведут мяч в одну сторону площадки правой рукой и возвращаются назад с ведением левой рукой.

3) Игра в пятнашки с ведением. Каждый игрок получает мяч. Для игры используется половина площадки. Один игрок с мячом – водящий. Все игроки на протяжении всей игры водят мяч. Цель водящего – запятнать рукой любого игрока во время ведения мяча. Запятнанный игрок становится водящим.

4) Ведение с передачей мяча по сигналу. Игроки разбиваются на группы, а группы на 2 колонны, стоящие друг к другу лицом вперёд на противоположных сторонах. Первый игрок каждой колонны ведёт мяч в направлении противоположной колонны и внимательно следит за первым игроком в ней. Как только партнёр выбрасывает рук вперёд, дриблер должен передать ему мяч. Упражнение способствует ведения поля и мяча.

5) Ведение с огибанием препятствий. Игрок один начинает ведение и обходит каждое препятствие с наружной и внутренней стороны. При обходе препятствия он должен вести мяч рукой, дальней от препятствия. То есть дриблеру постоянно нудно менять руку при ведении мяча. Игроки должны применять низкое ведение, так как препятствия имитируют защитников, пытающихся дотронуться до мяча.

6) Ведение мяча в круге. Игрок с мячом и защитник находится в круге области штрафного броска или в центральном круге. Задача дриблера, выполняя ведение внутри круга, укрывать мяч от защитника. Защитник, стремясь отобрать мяч, не должен выходить за пределы круга.

Баскетболист должен уметь делать рывки и остановки, изменять направления движения и скорости, выполнять повороты и шаги перекатом с пятки на носок.

Самый трудный способ остановки – остановка прыжком или двумя ногами одновременно. Игрок приземляется одновременно на обе ноги, ноги широко расставлены в стороны. Секрет остановки заключается в умении опустить таз и наклонится назад. Вес тела должен быть равномерно распределён на носки и пятки ног.

Быстрая остановка, контроль мяча и продолжения ведения является отличным упражнением.

Правильную « работу» ног можно тренировать во время бега по площадке с заданием изменять направление на два шага влево, на один шаг вправо, на три шага влево и т.д., что поможет ему обманывать соперника.

Упражнения для совершенствования «работы» ног.

Игрок один ведёт мяч до стула, выполняет установку и поворот и идёт в конец колонны.

Финт – это движение игрока, предназначенное для обмана соперника. Финт должен ввести соперника в заблуждение и лишить его устойчивого положения.

Применяются финты, как с мячом, так и без мяча.

Движением головы, глаз, туловища, ног, рук или мяча игрок пытается заставить соперника поверить вы истинность своих намерений. Баскетболисты должны владеть искусством выполнения обманных движений так, чтобы они выглядели естественно и казались сопернику обычными игровыми действиями.

Существует множество финтов, выполняемых с мячом: финт на передачу и ведение, финт на бросок и ведение.

Игрок должен уметь выполнять обманный шаг любой ногой и проходить мимо защитника справа и слева, независимо от того, какой ногой делается шаг. Эффективен в игре и финт, носящий наименование «вверх и вниз». Игрок с мячом делает финт на бросок, и когда защитник поднимается вверх, «уходит» вниз мимо защитника для броска с близкой дистанции. Самым важным здесь является финт, который должен заставить защитника подняться вверх.

Азбука финтов. Игрок должен:

Действовать так чтобы его финты выглядели естественно;

Применять разные финты;

Выполнять быстро финты;

Быстро реагировать на действия защитников, прежде чем они займут

удобную позицию;

Применять финты, на которые поддаются определённые соперники;

Учиться делать финты как с мячом, так и без мяча.

infourok.ru

Опыт реализации методики обучения ведения мяча в баскетболе без зрительного контроля

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ВЕДЕНИЯ МЯЧА В БАСКЕТБОЛЕ БЕЗ ЗРИТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

Методическая разработка

Полищук Н.П., преподаватель физической

культуры ЧГПК

2015 г.

Пояснительная записка

Актуальность написания методической разработки состоит, в том, что на протяжении многих лет провожу уроки физической культуры на первом курсе столкнулся с такой проблемой, что учащиеся не знают, не умеют не владеют элементарной техникой ведения баскетбольного мяча (не говоря уже о том чтобы вели мяч без зрительного контроля).

Это конечно пробел школ Иркутской области, видимо нехватка квалифицированных специалистов физической культуры в школах.

И считая, что физическая культура, это не основной предмет поручают вести физическую культуру преподавателям других дисциплин.

Цель и задачи этой разработки: помочь учащимся в короткие сроки овладеть знаниями, умениями, навыками ведения мяча, ведения мяча без зрительного контроля.

А молодым преподавателям овладеть методикой быстрого и эффективного обучения учащихся ведению мяча без зрительного контроля.

Введение мяча – один из основных приемов техники нападения в баскетболе. Это единственный способ передвижения по площадке баскетболиста, владеющего мячом. Игрок должен уметь вести мяч и правой, и левой рукой. Очень важно при этом не только правильно и быстро вести мяч по прямой, но и с изменением направления шагом в сторону, поворотом, переводом мяча за спиной, между ног, с одной руки на другую. Надо научиться также вести мяч как ближней рукой к защитнику, так и дальней от него, укрывать мяч от защитника. Помогают избежать единоборства с защитником и финты во время ведения – головой, кистью, плечом, глазами. В техническом арсенале дриблера должны быть и изменение скорости ведения, внезапное его начало и неожиданные остановки. Наконец, одно из важнейших требований к дриблеру – умение вести мяч зрительного контроля.

При обучении техники, баскетбола надо сразу помнить, что умелые дриблеры таковыми не рождаются. Их воспитывают, учат данному искусству. Ускорить этот процесс помогают специальные упражнения. Я в своей многолетней учительской и тренерской практике пришел к такой последовательности обучения ведению: ведение мяча на месте вначале правой (сильнейшей), потом левой рукой; поочередное ведение мяча на месте то правой, то левой рукой; то же во время ходьбы, а затем медленного бега; ведение мяча с изменением направления и скорости передвижения. И с самых первых упражнений необходимо стремиться к привитию навыка ведения мяча без постоянного зрительного контроля. Формирование этого навыка я осуществляю в три этапа.

На первом этапе обучения использую следующие примерные упражнения (все упражнения учащиеся выполняют правой и левой рукой).

  1. Учащиеся располагаются на баскетбольной площадке произвольно, но так, чтобы все хорошо видели учителя. По сигналу учащиеся выполняют ведение мяча стоя на месте и смотрят на учителя, который вперемешку показывает на пальцах числа 2, 5, 3, 1, 4, 7, 6 и т.д. Учащиеся громко называют то число, которое показываю я.

  2. Учащиеся разбиваются на пары. Первые номера смотрят на меня, вторые номера стоят спиной ко мне и смотрят на своих партнеров. По моему сигналу все выполняют ведение мяча стоя на месте. Я на пальцах показываю различные числа. Первые номера также на пальцах повторяют их. Вторые номера громко называют показанное число. Через определенное время учащиеся меняются местами.

  3. Учащиеся выполняют ведение мяча, я с определенным интервалом показываю на пальцах различные числа, которые необходимо сложить. Учащиеся во время ведения считают про себя и затем по моему сигналу называют полученную сумму.

  4. То же, но в парах, как в упражнении 2.

  5. Учащиеся выполняют ведение мяча стоя на месте и смотрят на меня. Затем руками показываю какой-либо судейский жест, например «пробежка». Учащиеся продолжают ведение мяча, и тот из них, кто знает этот жест, не прекращая ведения, поднимае6т свободную руку вверх. Если ответ не правильный, спрашиваю следующего учащегося, а затем демонстрирую еще какой-нибудь жест, к примеру, «спорный мяч» и т.д.

В данном упражнении учащиеся одновременно с совершенствованием ведения изучают правила игры. При выполнении подобных упражнений надо менять их исходные положения, давать учащимся разные задания. Это помогает мне постоянно поддерживать у подопечных интерес к овладению баскетбольной техникой, повысит их эмоциональный настрой, они будут не так сильно ощущать усталость при выполнении упражнений.

На втором этапе обучения я применяю уже более сложные упражнения:

  1. Учащиеся произвольно располагаются на баскетбольной площадке, по сигналу начинают ведение мяча и все время смотрят на меня. Я держу в руках два квадрата сделанные из картона разного цвета. Поднятый мной квадрат означают определенное число очков: зеленый – 5, красный – 10, зеленый и красный – 15 очков. Когда я поднимаю квадраты вверх, учащиеся, продолжая ведение, громко называют число очков: 5, 10, 15, 15, 5 и т.д.

  2. В том же исходном положении я при помощи эстафетных палочек показываю знаки арифметических действий: «плюс», «»минус, знаки умножения (х) и деления (:), учащиеся при выполнении ведения громко называют показанный знак.

  3. Учащиеся выполняют ведение мяча и смотрят на меня я при помощи квадратов демонстрирую различные арифметические действия. Например, показывает красный квадрат, что означает число 10, затем знак «плюс», за ним зеленый квадрат (прибавить число 5), вновь знак «плюс» и красный квадрат (прибавить еще число 10), после этого следует знак «минус» и зеленый квадрат (вычесть из полученной суммы число 5), потом показываю знак деления и сразу же за ним опять поднимаю зеленый квадрат (полученную разность разделить на 5), демонстрирую знак умножения и поднимаю красный квадрат (оставшееся число умножить на 10). Учащиеся во время ведения про себя выполняют требуемые арифметические действия и затем громко по моему сигналу сообщают полученный результат (в нашем примере – число 40). Это упражнение, так же как и последующие, приучат ребят мыслить в процессе выполнения двигательных действий.

  4. В том же исходном положении я показываю учащимся таблички с разными буквами (например, А, К, Р, Б, Е, Т, Л, С, О, Б) Не прекращая ведения, учащиеся называют показанные буквы.

  5. То же, но из показанные букв учащиеся про себя составляют слово, а потом громко называют его. Например, я показываю те же буквы, что и в предыдущем упражнении, но последовательность их такова, что получается слово «баскетбол».

  6. Если в спортивном зале имеется 4 – 8 баскетбольных щитов, к каждому из них можно прикреплять определенную цифру или букву. Я прикрепляю на лестницы фиксирую внимание ребят на определенных цифрах (показываю гимнастической палкой, указкой и т.п.). учащиеся про себя во время ведения мяча из показанных цифр составляют какой-либо год, называют его (например, 1891 или 1972), и спрашиваю, чем этот год знаменателен для баскетбола (1891 год – год рождения баскетбола, в 1972 году на ХХ Олимпийских играх баскетболисты сборной СССР впервые стали чемпионами). При выполнении этого задания учащиеся пытаются контролировать местонахождения мяча периферическим зрением.

Третий этап обучения ведению мяча без зрительного контроля характеризуется тем, что все упражнения учащиеся выполняют в движении в сочетании с другими элементами. Вот примерные упражнения:

  1. Каждый учащийся с мячом. Я поднимаю зеленый квадрат – все учащиеся выполняют ведение мяча в движении произвольно правой и левой рукой. Поднимает красный квадрат – учащиеся выполняют ведение мяча стоя на месте.

  2. Упражнение типа светофора со следованием правилам уличного движения. Поднимаю зеленый квадрат – учащиеся начинают двигаться с ведением мяча в различных направлениях, поднимаю желтый квадрат – движение замедляется, красный квадрат – все останавливаются.

  3. То же, что упражнение 1 второго этапа обучения. Но учащиеся строятся в три колонны и, выполняя ведение мяча, движутся по направлению ко мне, стоящему у противоположной стены спортивного зала и показывающему в поднятых руках различные квадраты. Обозначение чисел тоже: зеленый квадрат – 5, красный квадрат 10 очков. Кроме указания поднятого числа, учащиеся могут выполнять различные арифметические действия.

  4. Введение мяча в движении под музыку с выполнением разнообразных заданий.

Для совершенствования ведения мяча без зрительного контроля можно использовать также и различные эстафеты, и подвижные игры, ставя в них перед учащимися те или иные задачи, вытекающие из требований и содержания этапа обучения. Например, у нас девушки полюбили игру «Биатлон».

Перед началом игры учащиеся располагаются в условном квадрата. По сигналу все выполняют ведение и пытаются одновременно выбить мяч друг у друга. Игрок, у которого выбили мяч, совершает штрафной круг по периметру зала с ведением мяча. После этого он возвращается в круг и продолжает игру. Побеждает тот, кто за обусловленное время не сделал ни одного штрафного круга или совершил их меньше других.

Благодаря множеству и разнообразию приемов владения мячом без зрительного контроля игровым способом, эстафетным, владения мячом под музыку: совершенствует и закрепляет навыки владения мячом во время игры, что позволяет добиться высоких результатов в учебном процессе, соревнованиях школы, района, зональных, краевых.

Литература

  1. Ж.К. Холодов. Теория и методика физического воспитания и спорта. 2008 г.

  2. Физическая культура в школе. Теоретический и научно-методический журнал министерства образования Российской Федерации. № 1-3 1995 г.

  3. Э. Наймакова. Физкультура. Методика преподавания спортивных игр. 2001.

  4. Коробейник Ж.К., Михеев А.А., Николаенко И.Г. Физическое воспитание: учебное пособие для средних учебных заведений. 2-изд. М., 1989 г.

  5. Ю.И. Евсеев. Физическая культура: Серия, учебники, учебное пособие. Ростов – на – Дону «Феникс» 2002 г.

infourok.ru

Методика обучения ведению мяча в баскетболе, Козлова Александра Романовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 619

Калининского района

Санкт-Петербурга

Автор: Козлова Александра Романовна

учитель физической культуры

Методика обучения ведению мяча в баскетболе

Санкт-Петербург

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВЕДЕНИЮ МЯЧА.

Ведение мяча — технический прием, при котором игрок одной рукой толчкообразным движением посылает мяч в пол. Голова должна быть поднята, а взгляд устремлен вперед. В баскетболе чаще всего применяют ведение с обычным и сниженным отскоками мяча. При ведении мяча с обычным, средним по высоте отскоком баскетболист передвигается на слегка согнутых ногах, туловище несколько наклонено вперед, рука, ведущая мяч, согнута в локте (предплечье параллельно площадке), кисть со свободно расставленными пальцами встречает отскакивающий мяч и накладывается на мяч сверху «от себя». Толчки мяча выполняют равномерно, согласованно со скоростью продвижения и несколько сбоку от игрока. Нужно стремиться к тому, чтобы рука сопровождала мяч возможно дольше, а это способствует хорошему контролю мяча и лучшему управлению им. Для быс­трого передвижения применяют ведение с высоким отскоком мяча. Ведение мяча со сниженным отскоком игрок осуществляет в более низкой стойке и раньше встречает мяч, отскакивающий от площадки. Это достигается за счет движения кисти почти выпрямленной рукой. Применяют его, когда необходимо изменить ритм ведения, если защитник находится вблизи.

Основные подводящие упражнения:

1. Учащийся держит одной рукой сверху малый мяч, волнообразным, энергичным движением кисти посылает его вниз и ловит сверху после отскока. Работает только кисть.

2. Обучение в парах. Первый игрок удерживает баскетбольный мяч снизу, на уровне пояса (рука согнута в локтевом суставе под углом 90°). Второй игрок накладывает на мяч кисть сверху, пальцы немного разведены, и мягким движением он направляет мяч вниз — вперед, до полного выпрямления руки в локтевом суставе. Первый игрок оказывает слабое сопротивление, затем ловит мяч. Особое внимание обращать на движение руки (без отрыва от мяча).

3. Учащийся держит левой рукой снизу – сбоку мяч (левая нога впереди), правая накладывается на мяч кистью сверху. Мягким движем мяч направляется вниз — вперед, до полного выпрямления руки в локтевом суставе, затем мяч ловят. Обратить внимание на правильную стоику, на движение руки без отрыва от мяча.

4. Учащийся выполняет ведение мяча, подвешенного на резиновом амортизаторе, не отрывая руки от мяча при его движении вниз и вверх.

5. Мяч на полу толчкообразным движением руки (кисти) поднять мяч.

www.prodlenka.org

Методика обучения ведению мяча в баскетболе без зрительного контроля.

Методика обучения ведению мяча в баскетболе без зрительного контроля

Учитель физической культуры

МОУ СОШ № 5

Минуллина Виталина Викторовна

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ.

Как научиться вести мяч без зрительного контроля.

  1. Ведение мяча – как один из приемов техники нападения в баскетболе

  1. Первый этап обучения: все приемы ведения левой и правой рукой выполняются стоя на месте с повторением всех показанных чисел и знаков.

  2. Второй этап обучения: учащиеся выполняют требуемые арифметические действия и громко сообщают результат.

  3. Третий этап обучения ведения мяча без зрительного контроля характеризуется тем, что все упражнения учащиеся выполняют в движении в сочетании с другими элементами.

На уроках баскетбола.

Как научиться вести мяч без зрительного контроля.

Ведение мяча – один из основных приемов техники нападения в баскетболе. Это единственный способ передвижения по площадке баскетболиста, владеющего мячом. Игрок должен уметь вести мяч и правой, и левой рукой. Очень важно при этом не только правильно и быстро вести мяч по прямой, но и с изменением направления шагом в сторону, поворотом, переводом мяча за спиной, между ног, с одной руки на другую. Надо научиться также вести мяч как ближней рукой к защитнику, так и дальней от него, укрывать мяч от защитника. Помогают избежать единоборства с защитником и финты во время ведения – головой, кистью, плечом, глазами. В техническом арсенале дриблера должны быть и изменение скорости ведения, внезапное его начало и неожиданные остановки. Наконец, одно из важнейших требований к дриблеру – умение вести мяч без зрительного контроля.

При обучении техники, баскетбола надо сразу помнить, что умелые дриблеры таковыми не рождаются. Их воспитывают, учат данному искусству. Ускорить этот процесс помогают специальные упражнения. Я в своей многолетней учительской и тренерской практике пришла к такой последовательности обучения ведению: ведение мяча на месте вначале правой (сильнейшей), потом левой рукой; поочередное ведение мяча на месте то правой , то левой рукой; то же во время ходьбы, а затем медленного бега; ведение мяча с изменением направления и скорости передвижения. И с самых первых упражнений необходимо стремиться к привитию навыка ведения мяча без постоянного зрительного контроля. Формирование этого навыка я осуществляю в три этапа.

На первом этапе обучения использую следующие примерные упражнения (все упражнения учащиеся выполняют правой и левой рукой).

  1. Учащиеся располагаются на баскетбольной площадке произвольно, но так, чтобы все хорошо видели учителя. По сигналу учащиеся выполняют ведение мяча стоя на месте и смотрят на учителя, который вперемешку показывает на пальцах числа 2, 5, 3, 1, 4, 7, 6 и т.д. Учащиеся громко называют то число, которое показал учитель.

  2. Учащиеся разбиваются на пары. Первые номера смотрят на учителя, вторые номера стоят спиной к учителю и смотрят на своих партнеров. По сигналу учителя все выполняют ведение мяча стоя на месте. Учитель на пальцах показывает различные числа. Первые номера также на пальцах повторяют их. Вторые номера громко называют показанное число. Через определенное время учащиеся меняются местами.

  3. Учащиеся выполняют ведение мяча. Учитель с определенным интервалом показывает на пальцах различные числа, которые необходимо сложить. Учащиеся во время ведения считают про себя и затем по сигналу учителя называют полученную сумму.

  4. То же, но в парах, как в упражнении 2

  5. Учащиеся выполняют ведение мяча стоя на месте и смотрят на учителя. Учитель руками показывает какой-либо судейский жест, например «пробежка». Учащиеся продолжают ведение мяча, и тот из них, кто знает этот жест, не прекращая ведения, поднимает свободную руку вверх. Если ответ не правильный, учитель спрашивает следующего учащегося, а затем демонстрирует еще какой-нибудь жест, к примеру, «спорный мяч». И т.д.

В данном упражнении учащиеся одновременно с совершенствованием ведения изучают правила игры. При выполнении подобных упражнений надо менять их исходные положения, давать учащимся разные задания. Это поможет учителю постоянно поддерживать у подопечных интерес к овладению баскетбольной техникой, повысит их эмоциональный настрой, они будут не так сильно ощущать усталость при выполнении упражнений.

На втором этапе обучения я применяю уже более сложные упражнения:

  1. Учащиеся произвольно располагаются на баскетбольной площадке, по сигналу начинают ведение мяча и все время смотрят на учителя. Учитель держит в руках две булавы разного цвета. Поднятые им булавы означают определенное число очков: зеленая – 5, красная – 10, зеленая и красная – 15 очков. Когда учитель поднимает булавы вверх, учащиеся, продолжая ведение, громко называют число очков: 5, 10, 15, 15, 5 и т.д.

  2. В том же исходном положении учитель при помощи булав показывает знаки арифметических действий: «плюс», «минус», знаки умножения (х) и деления (:), учащиеся при выполнении ведения громко называют показанный знак.

  3. Учащиеся выполняют ведение мяча и смотрят на учителя. Он при помощи булав демонстрирует различные арифметические действия. Например, показывает красную булаву, что означает число 10, затем знак «плюс», за ним зеленую булаву (прибавить число 5), вновь знак «плюс» и красную булаву (прибавить еще число 10), после этого следует знак «минус» и зеленая булава (вычесть из полученной суммы число 5), потом учитель показывает знак деления и сразу же за ним опять поднимает зеленую булаву (полученную разность разделить на 5), демонстрирует знак умножения и поднимает красную булаву (оставшееся число умножить на 10). Учащиеся во время ведения про себя выполняют требуемые арифметические действия и затем громко по сигналу учителя сообщают полученный результат (в нашем примере – число 40).

Это упражнение, так же как и последующие, приучает ребят мыслить

в процессе выполнения двигательных действий.

4. В том же исходном положении учитель показывает учащимся таблички с различными буквами (например А, К, Р, Б, Е, Т, Л, С, О, Б) Не прекращая ведения, учащиеся называют показанные буквы.

5. То же, но из показанных букв учащиеся про себя составляют слово, а потом громко называют его. Например, учитель показывает те же буквы, что и в предыдущем упражнении, но последовательность их такова, что получается слово «баскетбол».

6. Если в спортивном зале имеется 4 – 8 баскетбольных щитов, к каждому из них прикрепляют определенную цифру или букву. Учитель фиксирует внимание ребят на определенных цифрах (показывает гимнастической палкой, булавой, указкой и т.п.) Учащиеся про себя во время ведения мяча из показанных цифр составляют какой-либо год, называют его (например, 1891 или 1972), и учитель спрашивает, чем этот год знаменателен для баскетбола (1891 год – год рождения баскетбола, в 1972 году на ХХ Олимпийских играх баскетболисты сборной СССР стали чемпионами). При выполнении этого задания учащиеся пытаются контролировать местонахождение мяча периферическим зрением.

Третий этап обучения ведению мяча без зрительного контроля характеризуется тем, что все упражнения учащиеся выполняют в движении в сочетании с другими элементами. Вот примерные упражнения:

  1. Каждый учащийся с мячом. Учитель поднимает зеленую булаву – все учащиеся выполняют ведение мяча в движении произвольно правой и левой рукой. Учитель поднимает красную булаву – учащиеся выполняют ведение мяча стоя на месте.

  2. Упражнение типа светофора со следованием правилам уличного движения. Учитель поднимает зеленую булаву – учащиеся начинают двигаться с ведением мяча в различных направлениях, поднята желтая булава – движение замедляется, красная булава – все останавливаются.

  3. То же, что упражнение 1 второго этапа обучения. Но учащиеся строятся в три колонны и, выполняя ведение мяча, движутся по направлению к учителю, стоящему у противоположной стены спортивного зала и показывающему в поднятых руках различные булавы. Обозначение чисел тоже: зеленая булава – 5, красная булава – 10 очков. Кроме указания поднятого числа, учащиеся могут выполнять различные арифметические действия.

  4. Ведение мяча в движении под музыку с выполнением разнообразных заданий.

Для совершенствования ведения мяча без зрительного контроля можно использовать также и различные эстафеты, и подвижные игры, ставя в них перед учащимися те или иные задачи, вытекающие из требований и содержания этапа обучения. Например, у нас ребята полюбили игру «Биатлон».

Перед началом игры учащиеся располагаются в условном квадрате. По сигналу все выполняют ведение и пытаются одновременно выбить мяч друг у друга. Игрок, у которого выбили мяч, совершает штрафной круг по периметру зала с ведением мяча. После этого он возвращается в круг и продолжает игру. Побеждает тот, кто за обусловленное время не сделал ни одного штрафного круга или совершил их меньше других.

Выводы.

Благодаря множеству и разнообразию приемов владения мячом без зрительного контроля игровым способом, эстафетным, владения мячом под музыку: совершенствует и закрепляет навыки владения мячом во время игры, что позволяет добиться высоких результатов в учебном процессе, соревнованиях школы.

Литература:

  1. Ж.К. Холодов. Теория и методика физического воспитания и спорта.2008 г.

  2. Физическая культура в школе. Теоретический и научно методический журнал министерства образования Российской Федерации. № 1-3 1995 г.

  3. Э. Наймакова. Физкультура . Методика преподавания спортивных игр. 2001 г.

  4. В.И. Ковалько. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе» 1 – 4 классы Москва «Вако» 2004 г.

  5. Коробейник Ж.К. Михеев А.А. Николаенко И.Г. Физическое воспитание: учебное пособие для средних учебных заведений. 2-изд. М. 1989 г.

  6. Ю.И. Евсеев. Физическая культура: Серия, учебники, учебное пособие. Ростов – на – Дону. «Феникс» 2002 г.

  7. В.Н. Кряж. Круговая тренировка в физическом воспитании. 1982 г.

www.metod-kopilka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *